статья

Независимая топливная розница призывает власти Красноярского края взяться за бензин

Независимые участники рынка ГСМ в Красноярском крае раскритиковали власти за бездействие и нежелание решать проблемы отрасли. В первую очередь проблемы эти обусловлены деятельностью в регионе вертикально интегрированных нефтяных компаний, занижающих цены в рознице, повышающих их в оптовом сегменте и тем самым выдавливающих с рынка конкурентов.

Власти, несмотря на обещания разобраться с ситуацией, на деле за 2 месяца так и не перешли от слов к делу. При этом чиновники констатируют, что проблемы отрасли действительно возникли из-за ВИНКов.  

В феврале этого года НКО «Союз владельцев автозаправочных станций», объединяющая владельцев АЗС в Красноярском крае, опубликовала обращение к региональным властям, в котором указала на критическую ситуацию на топливном рынке Красноярского края, сложившуюся из-за недобросовестных действий вертикально интегрированных компаний «Газпромнефть» и «Роснефть».

По итогам обращения в правительстве Красноярского края состоялось большое совещание, посвященное проблемам топливной отрасли, на котором представители независимой розницы, ВИНКов и властей договорились начать диалог по вопросу ценообразования на рынке и активизировать борьбу с контрафактным топливом.

Бензин

Однако по прошествии 2 месяцев независимые участники рынка констатируют, что,

несмотря на все декларации, никаких реальных подвижек на рынке так и не случилось.

«После мероприятия представители независимой розницы выражали удовлетворение тем, что диалог между сторонами, ответственными за будущее топливного рынка, наконец начался. Тем не менее на сегодня, если отбросить слова и оперировать сухими фактами, не произошло ничего, – сообщил ДЕЛА.ru президент «Союза владельцев АЗС» Евгений Решетников. – Так, по итогам совещания планировалось выработать концепцию совместных мероприятий по выявлению контрафакта на рынке – с привлечением Центра стандартизации и метрологии, бизнеса и правоохранительных органов. Но с тех пор об этой концепции ничего не слышно.

Мы договаривались продолжить диалог между независимым бизнесом и вертикально интегрированными компаниями о ценовой политике на рынке. Однако она так и осталась прежней. Разрыв между оптовыми и розничными ценами сохраняется, ВИНКи держат розницу на грани демпинга», – рассказал Решетников.

Давление ВИНКов на независимых игроков признают и в краевом правительстве.

«Несомненно, влияние на ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов Красноярского края оказывает формирование крупными вертикально интегрированными компаниями собственных розничных сетей, – отмечает вице-премьер Красноярского края Юрий Лапшин. – Например, сеть АЗС «Газпромнефть» увеличила количество своих АЗС с 21 в 2014 году до 43 в 2016 году. Сеть АЗС НК «Роснефть» запустила 4 новые АЗС.

Естественным результатом расширения федеральных сетей АЗС явилось сокращение товарооборота независимых сетей Красноярска и территорий края. Большая часть сетей независимых АЗС не имеет возможности поддерживать уровень цен, конкурирующий с ценами крупных сетей. В результате ряд добросовестных небольших сетей и единичных собственников АЗС, реализующих на своих АЗС только соответствующее ГОСТу топливо, был вынужден закрыться либо сдать в аренду свои заправки. Примером данной тенденции явилась смена в 2016 году собственника сети АЗС «Магнат РД», – рассказал Лапшин.

Магнат
«Магнат РД» покинул рынок

По его словам, для укрепления своего положения на рынке нефтепродуктов в Красноярском крае вертикально интегрированные компании «используют имеющиеся у них возможности по снижению цен на топливо: напрямую устанавливают цены ниже, чем у основных игроков рынка, или используют специальные программы лояльности».

«В результате в 2016 году цены в крае были на уровне 2015 года, а в отдельные периоды даже ниже. Более того, в 2016 году розничные цены на бензин снизились на 10–20 копеек за 1 литр по отношению к концу 2015 года. По данным некоторых источников, на сегодняшний день в Красноярске розничные цены на бензины являются самыми низкими не только в Сибирском федеральном округе, но и в России в целом», – сказал Лапшин.

Действительно, по данным Thomson Reuters Kortes (с 1991 года занимается мониторингом топливного рынка России), в январе этого года розничная цена литра бензина Аи-92 в Красноярском крае была минимальной среди всех субъектов России. Участники рынка подтверждают, что эта ситуация сохраняется и по сей день.

Лапшин отметил, что аналогичным образом ситуация с ценами на рынке ГСМ долгое время развивалась в соседней Кемеровской области – однако там она в итоге пришла к своему логичному финалу. «Розничные цены там были самыми низкими по СФО, но в настоящее время ситуация изменилась, и цены опередили многие сибирские регионы», – сказал Лапшин.

Решетников приводит еще один пример – Иркутской области, где ситуация развивалась по схожему сценарию. 

«Да, пока Красноярский край уверенно держит первенство по низким ценам в России, но так же уверенно двигается к опасной ситуации, когда вся независимая розница будет уничтожена, и ВИНКи получат возможность устанавливать те цены, которые нужны им для скорейшего извлечения максимальной прибыли. Это совсем не домыслы, что подтверждается примерами других регионов, которые уже прошли этот путь», – сказал Решетников.

Представители независимой топливной розницы указывают и на еще одну важную деталь – из того факта, что стоимость одного и того же топлива на заправках ВИНКов в Красноярском крае и соседних регионах отличается очень значительно, напрямую следуют две возможности.

АЗС

Либо вертикально интегрированные компании необоснованно завышают цены в соседних регионах и получают там сверхприбыли,

либо розничные цены на бензин в Красноярске намеренно держат ниже рынка с целью давления на конкурентов.

«Интерес у общества к этой теме есть, и мы по-прежнему рассчитываем на какую-то реакцию властей и реальные шаги с их стороны, направленные на урегулирование ситуации. Безусловно, для этого нужна большая политическая воля – но чтобы будущее не окрасилось в темные тона, что-то делать необходимо уже сейчас», – заключил Решетников.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Часть медного производства переедет в Китай Медный завод на севере Красноярского края может быть перефор­ма­тирован: на его площадях планируется развернуть высокотехно­ло­гичные переделы…

Законное наследие: парламент края отмечает 30‑летний юбилей Конец прошлого века стал переломным периодом для всей страны. В 1993 году была принята новая Конституция РФ, а спустя несколько месяцев, в апреле 1994-го…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).