интервью

Сергей Дамов. Магазины шаговой доступности не потеряют своей актуальности

Вечерний КрасноярскРынок — ларьки — павильоны — супер­маркеты. Красноярская розничная тор­говля прошла этот путь за каких-то 10 лет. Сегодня трудно себе представить, что когда-то основная масса покупок совершалась в слабо приспо­собленных для этого условиях.
Однако столь стремительный рост в кризисный период очень быстро сошел на нет — достигнув практически нулевой отметки. Несмотря на это, заместитель министра экономики и регионального развития Сергей Дамов уверен, что в перспективе розничная торговля вернется на рельсы развития.

Торговля — это все, что есть

Развитие розничной торговли в Красноярске и крае шло весьма стремительно: ларьки сменились павильонами, которые, в свою очередь, пополнились супер- и гипермаркетами. Если взглянуть в историю — как это все происходило?

Сергей Дамов

Да, торговля развивалась стремительно. Если опустить те времена, когда доми­нирующую роль на розничном рынке играли ларьки, и начать разговор с середины 90-х годов прошлого века, то, в общем, именно тогда и появился в городе первый супер­маркет. Это была первая ласточка.

Именно тогда красноярцы познакомились с этим форматом, узнали, что такое бес­платные пакеты, сервис и тому подобное. Прошло каких-то десять лет, и город буквально заполонил этот формат, став чем-то само собой разумеющимся.

И как же сегодня выглядит этот рынок? К чему пришли за эти годы?

Рынок розничной торговли на сегодня огромен и разнопланов. Торговля — это все, что есть: продукты, бытовая техника, автомобили, в конце концов. Но если остановиться пока только на продуктах питания, то на этом рынке сегодня работают несколько крупных сетей: «Красный яр», «Командор», «Каравай», «Десяточка», «Пятерочка», «Пламя 81» — продолжать можно и дальше. Начали открываться федеральные сети: за последние два года на рынок зашли Metro и «О’кей». К тому же и местным игрокам внутри одного региона становится тесновато: «Командор», к примеру, открывается в Хакасии.

Столь мощная экспансия федералов не вытеснит местные сети с рынка?

Не думаю. Обострит конкуренцию — да. Позволит выйти на новый уровень — само собой. Вытеснит — вряд ли. Взять хоть опыт «Рамстора», которому пришлось оставить наш рынок, поскольку местные сети оказались сильнее, и ничего сделать, чтобы оттянуть потребителя, он не смог. Хотя поначалу внимание привлечь удалось и люди пошли, но потом все закончилось.

Остановимся на вытеснении. Сети сегодня вытесняют мелких игроков (павильоны, отдельные магазины)?

В свое время они подсократили этот сегмент рынка. Сегодня, наверное, уже не вытесняют. Сегодня востребован и тот, и другой формат Не всегда удобно ради небольших покупок идти в супермаркет — проще это сделать в павильоне. Это может оказаться чуть дороже, зато быстрее и проще.

Розница растёт

А можно оценить, какую долю рынка розничной торговли сегодня имеют па­вильоны и отдельные магазины, а ка­кую — сети?

Можно. По данным Росстатистики, около 20% краевого розничного рынка контро­лируется крупными игроками.

Тележки
20 % краевого розничного рынка контролируется крупными игроками

Если поговорить об обороте
розничного рынка?

Он рос. И делал это весьма впечатляющими темпами. Например, в 2007 году оборот продовольственной розницы составил 113% к уровню 2006-го, а в 2008-м — 111,6% к 2007-му. Еще быстрее рос оборот непродо­вольственного рынка: в 2007 году он составил 132 % к 2006 году, а в 2008-м — 118% к 2007-му.

А в абсолютных цифрах каков он?

Немал, и даже очень. В 2008 году общий оборот розничной торговли в Красноярском крае составил 207,11 млрд рублей.

Дальше по логике: кризис сильно «отжал» этот рынок?

Сильно или нет — понятие относительное. Например, за январь-май этого года оборот составил около 110 млрд рублей — снижение есть. Замедлился и рост: по продовольственным товарам в первом квартале этого года рынок вырос всего на 2 %, а по непродовольственным и того больше — умень­шился, правда, не намного, составив 97 % к уровню аналогичного периода прошлого года.

Или посмотрите на авторынок. До октября-ноября прошлого года за маши­нами стояли очереди. Доходило до того, что сами очереди становились объектом продаж. Сегодня иначе — машину можно приобрести сразу или в течение двух-трех недель.

Причины, я так понимаю, все те же — снижение платежеспо­собности?

Конечно. Хотя есть и еще ряд нюансов. Например, снижение доверия покупателей: даже люди, которые не сильно потеряли в доходах, под дейс­твием массовых настроений сократили свои траты. К тому же и доступ к кредитным ресурсам сегодня сильно ограничен. Если раньше был просто бум потребительского кредитования, то сейчас ситуация сильно изме­нилась.

Самое трудное — удержать покупателя

Оставим пока кризис — вернемся к рынку. Как с течением времени изменяются покупательские предпочтения в плане форматов?

Можно сказать, что они следуют за прогрессом. Когда самым широким ассортиментом обладали рынки — там преимущественно и закупались. Когда та же одежда начала переходить в магазины, покупатели стали постепенно отходить от рыночной практики, отдавая предпочтения более цивилизованным форматам. Появились супермаркеты — начали осваивать этот инструмент. Гипермаркеты, ТРК (торгово-развлекательные комп­лексы) — люди пошли и туда.

Прогресс не стоит на месте, и покупатели движутся вслед за ним. Сами форматы меняются при изменении потребительских настроений. Когда в прошлые годы с покупательской способностью у людей все было хорошо — открывались более дорогие форматы торговли. Сейчас же продуктовые рынки снова становятся востребованными.

Вообще формат больших магазинов прижился в городе и крае?

Конечно, взять ту же «Планету». Если посмотреть на ее наполняемость — все вопросы снимутся сами собой. Большой магазин с разноплановыми товарами, услугами, развлекательными зонами — конечно, он востребован. Другой вопрос, что с ними происходит сейчас в связи с кризисом.

А сам формат закупок на всю предстоящую неделю, с последующим докупом около дома самого необходимого, типа хлеба, он прижился?

За всех не скажу, но лично мне он нравится, да и многие из моих знакомых предпочитают такой формат покупок. Я полагаю, что сегодня все большее число людей склоняется именно к нему, о чем могут свидетельствовать очереди в кассы. Вы посмотрите, в таких магазинах посетителей с каждым днем все больше и больше, и покупают они не штучный товар, а приоб­ретают сразу на несколько дней, чтобы не тратить время, связанное с ежедневными походами в магазин.

А вообще, насколько продуктовый ритейл в городе развит на сегодня?

По-моему, данному рынку еще есть куда развиваться. Вы посмотрите, зашел «О’кей», и им за очень короткое время удалось не только раскачать собственный магазин, но и несколько изменить саму ситуацию на рынке продуктовой розницы в городе. Местные игроки стали что-то перенимать от них. Это, кстати, к вопросу о вытеснении местных игроков федералами, который мы обсуждали выше. Вообще, конечно, федералы сильно отли­чаются от наших игроков и ассортиментом, и сервисом, и подходом к организации дела.

У вопроса о развитости рынка есть вторая часть — насколько сегодня легко попасть на этот рынок и стать на нем успешным?

Затопленная тележка
Самое трудное —
удержать покупателя

Ну, если отбросить необходимость серь­езных финансовых вложений, поиск пер­спективного места и тому подобное, то войти-то можно. Другое дело — стать ус­пешным. На пер­воначальном этапе потре­битель все равно пойдет — природное любо­пытство. А вот ос­танется ли он твоим по­купателем — это вопрос.

Самое трудное — это не привлечь, а удер­жать покупателя. Без этого до­биться успеха на этом рынке невозможно. А на это влияет все: от удобства хождения по магазину до уровня обслуживания вас продавцами. Я уж не говорю о качестве продуктов или обманах поку­пателей.

Да уж, имел неприятный опыт в одной из красноярских сетей, когда ценник на пачку сока утверждал цену в 49 рублей, а в чеке стояла 56.

Не обновили данные в программе — как правило, объясняют в таких си­туациях в магазинах.

Ага, в течение месяца, а то и двух…

Такое отношение продавца тоже отталкивает покупателя, и компания может потерять изрядную долю оборота.

Покупателей в жертву

Складывается впечатление, что не только покупатель избалован сервисом магазинов, но и сами магазины не чувствуют недостатка в покупателях, что и позволяет им легко жертвовать одним-двумя.

Не совсем так. Вообще, за период становления и развития розничного рынка в городе и крае временами появлялись компании, которые прак­тиковали подобное отношение к покупателю. Всех их постигла одна участь — они ушли с рынка, а их место заняли другие игроки.

Павильоны в этом смысле честнее — там меня так никогда не обманывали…

А там как обманешь, когда ты с покупателем глаза в глаза работаешь, когда все ценники на виду? Это совершенно другой формат.

А вообще, розница тяготеет к большим форматам или место ма­леньким магазинам останется еще надолго?

магазин шаговой доступности
Магазины шаговой дос­тупности необходимы покупателям

Останется точно. Магазины шаговой дос­тупности никуда не денутся, и мировая практика это доказывает. Человеку же за­частую нужны простые, разовые покупки.

Идешь ты с работы. Надо хлеба и молока. Ну что ты пойдешь ради этого в супермаркет, который мало того, что, как правило, нахо­дится дальше. В небольших же магазинах покупку можно сделать оперативней и в чем-то даже проще.

Что сегодня, помимо кризиса, сдерживает развитие этого рынка?

По большому счету, все причины, влияющие на рост розничного рынка, так или иначе, но связаны с кризисом.

Первое — это изменение кредитной политики банков. Не секрет, что многие розничные предприятия в период своего становления и бурного развития делали это не на соб­ственные средства, а с помощью привле­ченных кредитов. Сейчас, когда и политика банков в оценке состоятельности заем­щиков, и сами ставки по кредитам сильно изменились не в лучшую сторону, развиваться стало сложнее.

Во-вторых, изменились и сами отношения с поставщиками, в частности уменьшение сроков расчета. Сегодня уже на уровне правительства России озаботились вопросом регламентации этих сроков. И пора. Мне известен случай, когда был заключен контракт со сроком расчета за поставку хлеба в течение трех месяцев.

Плата за вход

Вообще, тема отношений сетей с поставщиками довольно непростая. Когда в 2007 году начался мощный рост цен на продукты питания, многие обвиняли именно конечных продавцов в сговорах, завышении цен. По прошествии почти двух лет понятно, как это выглядело на самом деле?

Не все так однозначно. К сожалению, сети действительно обвинили в этом, но когда мы заключали соглашение с розничным звеном, мы очень внимательно изучили всю ситуацию и обнаружили, что самый мощный рост цен был именно на уровне сырья, т.е. на входе в переработку. В тот период рост цен на продукты питания был общемировой тенденцией, и подо­рожания происходили по всей стране. С сетями же тогда удалось договориться, и они ограничили свою торговую наценку лишь 10 %, на утвержденный перечень социально значимых товаров, которую они, кстати, удерживают и по сей день.

Быстрая тележка
Транспортные расходы играют одну из ключевых ролей в ценообразовании

А какую роль во всем этом играли перекупщики да и продолжают играть?

У нас перекупщиками часто называют опто­вое звено, а это составная часть любого нашего бизнеса, и без нее рынок бы просто не справился.

А сильно это влияет на цену продуктов для конечного потребителя? Проще говоря, намного ли увеличивается цена?

Здесь надо учитывать то, что мы живем в очень обширном с точки зрения географии регионе, а это значит, что так или иначе, но транспортные расходы продолжат играть одну из ключевых ролей в ценообразовании.

Какую роль в становлении оптового звена играет так называемая «плата за вход», ведь, по сути, этот инструмент сегодня сильно ограничивает прямых производителей?

Правительство края ведет постоянный мониторинг этой ситуации на рынке продовольственных товаров, и сегодня, по нашим данным, сети, что под­тверждается самими производителями, отказались от взимания «платы за вход» с краевых производителей.

Тогда как объяснить проблемы некоторых производителей с попада­нием на полки супермаркетов?

Все просто. Понимаете, для того чтобы попасть в сеть, производитель должен обеспечить определенный объем поставок, их регулярность, качес­тво товара, а некоторые наши сельхозпроизводители, да и некрупные пере­работчики, сделать этого пока не могут.

Что ждет этот рынок в свете происходящего сегодня? Какие основные тенденции?

В сегодняшних условиях обострившейся конкуренции для розничных про­давцов, как крупных, так и мелких, очень важно не растерять своих поку­пателей. И постараться привлечь новых. Именно это станет в даль­нейшем основным активом развития.

Евгений Волошинский
Газета «Вечерний Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Дмитрий Герасимов: «Нельзя лечить только зубы: мы смотрим на здоровье человека в целом» Лечить зубы приходится всем. И у многих по-прежнему живо представление о том, что визит к стоматологу – это очень страшно и, скорее всего, больно…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).