Продажи в преддверии 1 сентября у торговцев школьными товарами — самые доходные в году. Предприниматели начинают готовиться к учебному ажиотажу с началом лета, а потом могут собирать тройную прибыль почти два месяца подряд — в августе и сентябре.
Впрочем, некоторым игрокам рынка портит настроение тот факт, что роста выручки, несмотря на тенденцию к якобы улучшению демографической ситуации, так и не происходит.
Ряд коммерсантов жалуется на то, что зарабатывать на школьниках в Красноярске становится менее выгодно.
1 сентября 2011 г. в городе открыли двери 128 школ, за парты сели 88,5 тыс. школьников, в том числе почти 10 тыс. первоклассников. Дню знаний предшествовали большая распродажа и сверхдоходы на рынке школьных товаров.
Полный комплект канцелярии для первоклассника потянет на 1500 руб.
К большим деньгам продавцы обычно готовятся с начала лета. Торговцы канцелярией увеличивают объёмы оптовых закупок в три раза. А в августе практически весь товар сметается с полок, и больше всех усердствуют родители первоклассников — они тратят самые существенные суммы на своих детей.
Чтобы снабдить канцелярией ребёнка, который пошёл в первый класс, придётся выложить до 1,5 тыс. руб. Соответственно, возможный объем продаж канцелярии в городе к Дню знаний за счёт одних только первоклассников составляет около 15 млн руб. И все эти деньги уйдут только на ручки, карандаши, акварели, обложки, альбомы для рисования, тетради и прочее. В канцелярских магазинах говорят, что обеспечить школьника канцтоварами стало примерно на 10% дороже, чем в минувшем году.
Одной канцелярией подготовка к школе не ограничивается
Красноярские статистики, в свою очередь, выдают совсем другие данные об изменении стоимости школьных товаров. Так, на письменные принадлежности и канцелярские товары цена увеличилась на 6,2%, на бумажно-беловые товары — на 3,4%, сообщили в Красноярскстате. В крае отмечен наименьший рост цен на учебники и учебные пособия, портфели (рюкзаки). Самые высокие цены на товары школьного ассортимента в августе 2011 г. среди субъектов СФО сложились в Новосибирске.
Впрочем, канцелярия и учебники составляют меньшую долю трат на подготовку первоклассника. Магазины одежды зарабатывают на школьниках в несколько раз больше. Сейчас красноярский рынок поделен между теми, кто покупает школьные шмотки у поставщиков в других городах, и теми, кто шьёт их самостоятельно. Наибольшая доля приходится на обычных торговцев одеждой.
Средний чек для первоклассника у них составляет 9-10 тыс. руб. — комплект включает вещи от носков и обуви до демисезонной куртки. «Конечно, объёмы закупа и продаж в этот период вырастают значительно, — пояснила ДЕЛА.ru заведующая отделом одежды и обуви детского магазина «Остров сокровищ» Светлана Родионова. — Если, к примеру, в июле мы могли заработать 800 тыс. руб., то только за август у нас получилось 3 млн руб. В сентябре пока темп продаж тоже хороший, потому что продолжают школьникам докупать вещи и уже одевают их на осень и зиму».
В целом к 1 сентября от продажи вещей для первоклашек магазины Красноярска выручили около 100 млн руб., считают специалисты.
При этом одежда для детей школьного возраста существенно не подорожала, а по некоторым категориям подешевела, добавляют предприниматели. К примеру, тот же Красноярскстат подсчитал, что вещи для школьников подорожали на 4,4% с начала года.
Между тем прошлогодний уровень реализации товара на 1 сентября пока выдерживать не удаётся, добавила Родионова. По мнению специалистов, тенденция связана с низкой платежеспособностью родителей и, как следствие, их желанием сэкономить.
«Если раньше брали костюм, к нему двое-трое брюк, сорочки, то сейчас многие от костюмов отошли», — отметила Родионова.
Кроме того, говорят бизнесмены, часть прибыли у магазинов школьной одежды забрали образовательные учреждения, которые ввели для учеников форму. Советская мода на дресс-код вернулась в школы Красноярска 4 года назад, утверждают предприниматели. Сами школы пошивом одежды не занимаются, а заказывают её в ателье. Однако оно может вытянуть лишь один-два класса в сезон.
Есть ещё крупные салоны по пошиву школьной одежды большими партиями. Здесь одеть одного школьника в форму стоит дешевле — в среднем 1,5 тыс. руб., а целый класс — 45 тыс. руб., рассказал ДЕЛА.ru коммерческий директор компании «Сибирская одежда» (торговая марка Lando) Артём Стыценко.
«Рынок в этой сфере растёт, но явных конкурентов у нашей компании в Красноярске нет, — полагает специалист. — Мы занимаемся массовым пошивом школьной формы. Также нашими конкурентами можно считать те торговые предприятия, которые заказывают форму в других городах, а здесь её только продают. Если школа полностью работает с нами, то мы идём на переговоры даже по эксклюзивному дизайну формы, обычно же предлагаем наши разработки».
По словам Стыценко, на данный момент массово заказывают форму порядка 30% школ города. Период наибольшего спроса приходится на май-август: в это время продажи вырастают в 1,5-2 раза.
В целом же игроки рынка о перспективах продаж говорят пока с пессимизмом. Некоторые магазины школьных товаров в преддверии нынешнего Дня знаний ощутили резкое снижение спроса. Предприниматели отмечают, что объемы реализации учебных принадлежностей и одежды упали почти на 20% в сравнении с прошлым годом. Бизнесмены полагают, что виной всему стала общая тенденция снижения платежеспособности населения.
Стоит учитывать и тот факт, что рынок школьных товаров в городе сейчас достаточно серьезно насыщен. Покупатель уже не ходит в привычный для себя магазин и не покупает те же канцтовары впрок, ища подешевле у конкурентов или на оптовых базах. Вместе с тем хоть бизнес и становится менее прибыльным, но массово с рынка игроки уходить не спешат, говорят предприниматели.
Как известно, большие прибыли на 1 сентября получают не только продавцы школьных товаров, но и торговцы цветами, обороты которых в это время вырастают вдвое. По некоторым оценкам, на первую учебную неделю пришлось 10% годового оборота российских компаний — продавцов цветов, что в денежном выражении составило 250 млн долларов (см. подр. «У цветочников Красноярска первое сентября год кормит»).
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru