Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) провоцируют новое повышение розничной стоимости бензина в Красноярске, поднимая оптовые цены на топливо. Рост цен в рознице уже стартовал, но, по независимым оценкам, это только начало, и уже в ближайшее время повышение может составить до 10% от текущей стоимости топлива.
Независимые участники рынка отмечают, что рост цен на ГСМ в регионе никак экономически не обоснован – по их мнению, таким образом ВИНКи выдавливают с рынка конкурентов. При этом подорожание бензина неизбежно приведет к росту цен на все группы товаров в целом – и это накануне выборов в Заксобрание и Госдуму.
Цены на ГСМ в городе начали медленно расти с середины июня, когда сеть АЗС «Газпромнефть» подняла цену на бензин марки АИ-92 с 33,5 до 33,7 руб. за 1 литр. Остальные заправщики – в том числе сети АЗС «Красноярскнефтепродукт», «Магнат-РД», «25 часов» – на тот момент держали ценник на отметке в 33,2 руб.
В конце июня сеть «25 часов» повысила стоимость АИ-92 на 40 копеек, до 33,6 руб. за литр, а сеть «Фортуна плюс» до 34,5 руб. за литр.
11 июля цены подняли сети «Магнат-РД» (до 33,5 руб.) и КНП (до 33,6 руб.).
Спустя еще 10 дней сеть заправок «25 часов» подняла цену литра АИ-92 на 20 копеек, с 33,6 до 33,8 руб. На АЗС «Магнат-РД» стоимость АИ-92 увеличили еще на 10 коп. – с 33,5 до 33,6 руб. АЗС «Газпронефти» к тому моменту продавали самую популярную марку бензина уже по 33,85 руб.
Чем же обусловлено нынешнее подорожание бензина? В марте в правительстве предрекали, что повышение акцизов на ГСМ (а они увеличились с 1 апреля) приведет к росту цен в рознице на 6,5–7% до конца года.
На деле, по словам экспертов, ситуация несколько сложнее, и рост цен напрямую связан не с акцизами, а с экспансией в регион вертикально-интегрированных топливных компаний.
Участники рынка отмечают, что Красноярский край до последнего времени оставался одним из последних регионов России, где независимая розница на рынке ГСМ занимала значимую позицию. Однако появление здесь ВИНКов все изменило.
Когда ВИНКи и производят топливо, и продают его, диктуя цены опта и розницы в регионе, все остальные операторы зависимы от того, какие цены будут предъявлены «Роснефтью» и «Газпронефтью» на оптовом рынке, и от того, какие розничные цены будут выставлены ими на своих заправках.
«Вертикально интегрированные нефтяные компании стали занимать очень значимое положение в регионах и серьезно могут влиять на топливный бизнес», – констатирует эксперт рынка ГСМ Андрей Костюнин.
Что же сейчас делают ВИНКи? Пользуясь негативными ожиданиями на рынке, связанными с увеличением акцизов, они с апреля начали постепенно повышать оптовые цены на ГСМ. При этом уже к сегодняшнему дню по отдельным позициям озвученный в правительстве порог повышения в 6-7% превышен едва ли не кратно.
Так, по данным независимых участников местного топливного рынка, отпускные оптовые цены на продукцию «Газпромнефти» за период с 7 апреля по 25 июля увеличилась следующим образом: АИ-92 подорожал на 8,23%, с 40,1 до 43,4 тыс. руб. за тонну; АИ-95 увеличился в цене на 12,35%, с 42,1 до 47,3 тыс. руб. за тонну.
При этом, указывают эксперты, цены на заправках «Газпромнефти» в рознице росли за тот же период не так быстро – АИ-95 подрос на 1,93%, или 70 копеек, АИ-92 – на 1,81%, или 65 копеек. Это создает все предпосылки для дальнейшего быстрого роста стоимости ГСМ в рознице – цена на заправках неизбежно должна «догнать» оптовую стоимость.
Параллельно у независимых участников рынка, вынужденных закупать топливо на бирже по все увеличивающимся ценам, катастрофически падает маржинальность бизнеса. Так, по АИ-95 с апреля она сократилась на 52%, по АИ-92 на 45%. Это ставит независимых игроков на порог выживания, не позволяя не то что извлекать какую-то прибыль, а даже покрывать оперативные расходы.
ВИНКи скоро займут более половины розничного топливного рынка Красноярска
По прогнозам экспертов, «Газпромнефть» и «Роснефть» уже в недалекой перспективе смогут оттянуть на себя до 50% розницы, а спустя еще какое-то время подмять и вторую половину.
«Вполне допускаю, что при условии доминирования на региональном рынке ВИНКи могут позволить себе любые цены, которые могли бы принести им максимальный доход. Но кроме этого, уход независимой розницы повлечет и целый комплекс других негативных последствий для региона – это и сокращение налоговых поступлений от малого бизнеса, и массовое высвобождение персонала, который сегодня задействован на независимых АЗС, что на фоне общих экономических сложностей может негативно отразиться на социальном климате региона», – констатирует Костюнин.
Дополнительной остроты вопросу придают грядущие в сентябре выборы в Заксобрание и Госдуму. Вряд ли избиратель будет благодарен действующим властям за стремительный рост цен в ближайшие полтора месяца, и это может напрямую повлиять на его выбор в ходе голосования на избирательном участке.
С другой стороны, вполне вероятно, что цены на топливо в рознице сейчас сдерживаются искусственно – но тем страшнее за то, что ждет автомобилистов на заправках осенью.