Пришло время генерировать идеи
Роман Гольдман, генеральный директор «Сангилен+»
Наша беда в том, что мы поздно поняли, что кризис наступил. Когда в августе прошлого года я приехал в Москву, был удивлен тем, что все мои столичные друзья и коллеги только и говорят о нем. На меня они смотрели как на дикого человека, только что вышедшего из леса.
«Ты ничего не слышал о падении фондового рынка? У вас банки по прежнему спокойно кредитуют малый и средний бизнес?» Я им отвечал: «Да вы что, ребята, у нас в Сибири все нормально!» И только когда в сентябре я вернулся домой и пошел за обещанным кредитом в банк, понял: у нас уже давно тоже не все в порядке.
Роман Гольдман:«Сейчас надо не меньше тратить, а больше зарабатывать»
Банки первыми дали нам понять, что придется туго затянуть пояса. Руководство одного из кредитных учреждений сначала согласилось нам вместо 50 миллионов рублей дать 30. А потом вообще отказало в кредите. Но даже в этом случае я не стал отчаиваться. Был уверен: меня перекредитуют другие банки партнеры. Но этого не произошло.
В итоге сразу несколько банков закрыли для нас овердрафт и попросили за 42 дня отдать 56 миллионов рублей. Это было очень непростое время. За короткий срок вернуть такие деньги компании было катастрофически тяжело. Пришлось искать разные способы. Например, продавать имущество.
В то время спад продаж у нас достиг 50%. Ждать дальнейшего падения не было смысла, и я принял решение перестроить работу в «Сангилене».
Отдел продаж стал благодарить каждого покупателя. Словом «спасибо» начинали и заканчивали разговор с клиентом. Каждый сотрудник должен был генерировать прибыль и непосредственно продавать. Мы ввели электронные карточки, которыми можно пользоваться на заправке. Они рассчитаны на разное количество литров. Так вот, все сотрудники — от дворника до генерального директора — должны в месяц продать хотя бы одну карточку. Теперь каждый у нас стал понимать: от того, продал ли он литр бензина или солярки, зависит его жизнь в компании.
Люди очень трудно привыкают к новым реалиям жизни. Я об этом сужу в том числе и по своей компании. Все нововведения воспринимаются в штыки. Когда мы вводили те же электронные карточки, многие заявляли: «Как так! Мы не менеджеры по продажам. У нас другая профессия. Продавать не будем». Приходилось убеждать, объяснять, показывать на собственном примере. Я сам брал пачку карточек и продавал их знакомым, друзьям, случайным людям. Первый вопрос, который я вот уже несколько месяцев задаю всем, с кем встречаюсь: «Где заправляешься?»
Тотальная экономия выйдет боком. Компании режут зарплаты, сокращают штаты, забирают у сотрудников бесплатную сотовую связь и так далее. Многие даже отказались от рекламы или срезали бюджеты до смешных цифр. На мой взгляд, такая экономия к хорошему не приведет.
Есть прямая зависимость: если срезать расходы, то и доходы также неумолимо упадут. Кроме того, при такой экономии, люди (движущая сила любого дела) будут потеряны. Если же отказаться от рекламы, то и компанию скоро забудут. Сегодня при выборе продукта или услуги люди уже не смотрят на их стоимость. Решающим фактором оказывается то, что компания жива, значит, ей можно доверить свои деньги. Мы ни на одну копейку не сократили свои рекламные бюджеты.
Кризис заставил генерировать идеи. Голова думает 24 часа в сутки над тем, как заработать больше денег и удержать компанию. Зимой этого года одну из таких идей мне удалось воплотить в жизнь. Мы вместе с дружественными компаниями создали консорциум «Внутренний круг». Руководителей этих предприятий я знаю давно и в их порядочности не сомневаюсь.
Идея проста: все участники консорциума должны покупать товары и услуги только друг у друга. Например, «ЦАВС» покупает бензин у «Сангилен+», я в свою очередь приобретаю билеты только в «ЦАВСе». Такое объединение дает свой результат — оно гарантирует его участникам постоянный денежный поток. Как любят говорить американцы, cash flow. Сегодня у нас в условиях тотального дефицита наличности есть постоянный cash flow.
Самая трудная пора прошла. Нам уже два банка согласились дать кредит на ту сумму, которую мы просили. Правда, под 24% годовых. Но ведь согласились! Значит, верят, а это вдохновляет.
Лопнули мыльные пузыри
Людмила Федорова, директор Красноярского филиала компании МТС
Кризис тяжелее всего ударил по мало защищенным слоям населения. Их продуктовая корзина из за выросших цен стала еще скромнее, а импортные лекарства, существенно подорожавшие, для некоторых стали практически недоступными. В силу ряда обстоятельств — возраста, состояния здоровья и т.п. — этим людям труднее других переориентироваться в новых условиях.
Людмила Федорова:«В ситуации непомерных долгов и ничем не обеспеченных финансовых активов кризис был неизбежен»
Возможны спекуляции. Экономическая и финансовая грамотность населения у нас, мягко говоря, невысокая. Так, социальные опросы показали, что люди не представляют, сколько составляет средняя реальная процентная ставка по банковскому депозиту и от чего она зависит. А это значит, что многие будут рисковать своими сбережениями, участвуя в сомнительных финансовых аферах.
Ситуация неопределенности держит в стрессе. Звучат противоречивые оценки причин кризиса, текущей ситуации — сейчас сложно прогнозировать, как именно кризис будет развиваться дальше, надолго ли он.
Многие боятся строить долгосрочные планы, я знаю людей, которые отчаялись и уже не верят в перемены к лучшему.
Государство переходит к выборочному протекционизму. Идет секвестирование бюджетов всех уровней. Долгосрочные, но стратегически важные проекты идут «под нож». Сохраняется финансирование направлений, иногда не самых эффективных — только для снятия социальной напряженности.
Все, наконец, поняли, что король то голый… Я считаю, что этот кризис возник из-за непомерных долгов, ничем не обеспеченных финансовых активов. Эти вещи должны обнулиться, а их владельцы и создатели — обанкротиться. Что и происходит.
Развивается гибкость мышления. Чтобы остаться на плаву, компании идут на шаги, о которых ранее они и помыслить не могли. Например, бывшие конкуренты, столкнувшись с системными трудностями, стараются объединить бизнесы. Некоторые предприятия переходят под контроль государства в обмен на финансовую помощь.
Стало больше креативных решений. Недавно нам прислали коммерческое предложение на тканевой открытке, застегнутой на пуговицу. Открытка несколько дней кочевала по отделам филиала. Сейчас важно не потеряться в общем потоке, и креатив, на мой взгляд, хороший инструмент. Кроме того, появилась масса новых шуток и анекдотов, рецептов домашних обедов, поделок своими руками — кризис провоцирует творчество.
Идет переоценка ценностей. Люди вспомнили о вечных ценностях, стали больше времени проводить с семьей, общаться с друзьями, близкими.
По пожарищу лучше растет, гласит народная мудрость. После весеннего пожога прошлогодней травы новая растет более густая и сочная. Так и кризис очистит от «засохшего» и ненужного. Уже идет перераспределение финансовых ресурсов — все хотят получить максимальную отдачу на вложенный капитал без удорожания себестоимости. И трудовых — при разумной политике государства — людей можно занять, например, в сельском хозяйстве, там всегда не хватало рук.
Кто-то уйдет, но, я уверена, не заставят себя ждать те, кто придет на их место.