Кинопиратство в Интернете угрожает всему российскому кинопрокату. И государство должно начать борьбу с такого рода преступниками прямо сейчас. Иначе бюджеты всех уровней продолжат терять миллионы долларов, — считает директор по кинопрокату Александр Вигель.
Досье
Александр Вигель родился в 1965 году в Уяре Красноярского края. По образованию звукорежиссёр. Работал режиссёром на краевом радио, программным директором на радио «Афонтово», продюсером студии Vigel Audio Production.
С 2005 года — зам. генерального директора по маркетингу и кинопрокату «Квадро (Каро) фильм». Женат, отец троих детей (20, 18 и 7 лет).
Фото: Анастасия Русалёва
Агитка вместо истории
— Александр, сейчас на российские экраны вышел фильм «Тарас Бульба». По мнению многих критиков и зрителей, пропагандистская картина. Не боитесь, что такой откровенный госзаказ окончательно уверит зрителя, что доверять российскому кино нельзя?
— Создатели фильма старались придерживаться первоисточника. Но то, что уместно на бумаге, не всегда естественно выглядит на экране. В фильме ни один герой не умирает без пафосной речи «за великую Русь». Да, у Гоголя это было. Но в книге другой темп повествования, другая динамика. И такая «красная пропаганда», возможно, вызывает у кого-то отторжение.
— Госзаказ для российского кино сейчас единственный выход в кризисной ситуации. Но стремительное возвращение активной властной пропаганды в кинематограф — хорошо или плохо?
— Сложно сказать. Видимо, люди «наверху», которые лихорадочно мечутся в поисках национальной идеи, считают, что картины, наполненные патриотизмом, — самый простой способ говорить с населением. Правда, эффективность этого трудно оценить. Здесь опаснее другое — обманутые ожидания зрителей. Люди идут на исторический фильм, а попадают на агитку.
Мы (кинопрокатчики Красноярска. — Авт.) уже говорили дистрибьюторам картин: хватит в каждой рекламной кампании называть свои кинотворения «русскими блокбастерами». У нас что ни фильм, судя по рекламе, то бомба. А приходишь в кино — там бы качества на путный трэш (жанровый мусор. — Авт.) наскрести. Как ни грустно констатировать, но из российских картин на звание блокбастера могут претендовать лишь «9-я рота», «Ирония судьбы-2», «Обитаемый остров», «Адмирал». Я имею в виду кассовые сборы картин, а не их художественную ценность. В своё время «Самый лучший фильм» установил рекорд. Он дебютировал с лучшим результатом в международном прокате. А на второй неделе так же рекордно рухнул — из-за качества…
Воровство в Интернете
— Пиратство в России — больная тема. Сейчас можно зайти в любую компьютерную сеть Красноярска и скачать новые фильмы ещё до их официального выхода…
— А что вы хотели? На законодательном уровне о пиратстве в Интернете ничего не сказано. Кто должен за это отвечать? По идее — владельцы сетей и сайтов. Правда, непосредственно воровство зачастую происходит не в России, а ещё на американских монтажных столах. Самый свежий скандал случился на днях с фильмом «Росомаха». Он выйдет 30 апреля, но боевик уже украли.
— И как с этим бороться?
— Необходимо срочно ввести уголовную ответственность за распространение нелегальных копий. Установить такие штрафы для владельцев сетей, чтобы они под угрозой собственного банкротства сами отлавливали пиратские файлы и ликвидировали их. А тех, кто занимается распространением, навсегда отлучали от своей сети. Кроме того, действовать должны и правоохранительные органы. Возможно, отделу «К» расширить штат. А что делать? Пиратство, особенно в кризис, способно убить легальный кинопрокат.
— А приходится ли надеяться на сознательность граждан? На Западе зритель при виде контрафакта звонит в полицию и даже получает вознаграждение.
— Возможно, и у нас через несколько поколений так будет. Давайте возьмём ситуацию с последним оскаровским суперхитом — «Миллионером из трущоб». Пиратка свободно гуляла по Красноярску за несколько недель до премьеры. В прокате «Миллионер» собрал около 3,5 млн. долларов. Ущерб, по разным оценкам, составил не менее 50%. Эта драма могла собрать миллионов 7–8. Вот и представьте, сколько казна недополучила за счёт этой и многих других картин — огромные суммы.
— А новые технологии способны взять верх над пиратством? Я говорю о переходе на просмотр исключительно в 3D-очках.
— В Голливуде это считают чуть ли не панацеей. В ближайшие пять лет кино в изрядной степени станет цифровым. Подделать 3D-эффект в домашних условиях практически невозможно. Да, конечно, сейчас разрабатываются специальные трёхмерные панели — я их видел. Если находиться чётко по центру экрана, то можно ощутить некий эффект «трёхмерья»… Но даже такие, несовершенные ещё модели слишком дороги — стоят в 10 раз больше обычных телевизоров. Однажды у нас в кинотеатре была плановая прокурорская проверка, помощник прокурора задал вопрос: «Уверены, что вам фильмокопии поступают лицензионные?» Мы объяснили, что производство копии на плёнке стоит от 1 до 5 тысяч долларов. Кто из пиратов пойдёт на такие расходы?
Фильм или палка колбасы?
— Кино всегда считалось демократичным развлечением. Но судя по сегодняшним красноярским ценам, поход в кинотеатр доступен далеко не каждому. Семье из трёх человек он обойдётся в тысячу рублей, не меньше.
— Семейный выезд на лыжах ещё дороже. Зарубежные поездки — тем более. Безусловно, они интереснее кино -живые впечатления. Но и кино не заменитель развлечения. Это же получение эмоций. Да, выехать на дачу, может быть, и дешевле визита в кинотеатр, но всё остальное стоит дороже. Кроме того, под тысячей рублей мы обозначаем некую абсолютную стоимость семейного похода. Но ведь в кино можно сходить и за 40 рублей — в первой половине дня.
— Профессионалы говорят, что замена плёночного кино цифровым позволит удешевить стоимость кинобилетов.
— Цифровая копия — это не километр плёнки, а небольшой винчестер. Такая копия в три раза дешевле обычной. Но это снижает расходы дистрибьюторов, а не кинотеатров. Стоимость билетов — вещь в большей степени конъюнктурная. Если люди готовы вечером платить 150–200 рублей за кино — цены не снизятся. Конечно, если прокатчики почувствуют, что денег у населения стало меньше и перед человеком стоит выбор — фильм или палка колбасы — тогда билеты подешевеют.
— «Общество потребления» исчезает, меняются приоритеты. Какое кино оказалось востребованным? Маловероятно, что «Секс в большом городе-2» — про шик и гламур.
— Вот за «Секс» предлагаю не беспокоиться. Это бренд, на который всё равно придут — по большей части посмотреть не на героев, а на модную одежду. Плюс во времена кризиса востребованными становятся комедии. Развлекательные фильмы позволяют отвлечься от проблем. И блокбастеры, конечно же, уровня «Ледникового периода» и «Терминатора». Этим картинам не угрожает даже кризис. Потому что это — большое кино.