Последние годы розничная торговля в нашей стране демонстрировала устойчивый рост.
Стабильная экономическая обстановка способствовала переходу к современным стандартам обслуживания и широте выбора. В результате, начиная с 1999-го года, ритейл развивался в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры и высокого спроса на продукцию.
Изменение конъюнктуры
и деловой активности в розничной торговле
Федеральная служба государственной статистики по Красноярскому краю проводит регулярный мониторинг конъюнктуры и деловой активности организаций розничной торговли в регионе. Подобные наблюдения позволяют давать объективную оценку экономического состояния в данной сфере.
В I квартале 2008 года исследования были проведены в 30 городах и районах края, во II и III кварталах – в 26. И в каждом квартале к участию в обследовании привлекалось не менее 80 предприятий. Из них 80-86 % имеют частную форму собственности, 78-80% являются субъектами малого предпринимательства.
Согласно полученным данным, основная масса предпринимателей в период с января по сентябрь минувшего года была вполне уверена в завтрашнем дне. Результаты обследования по итогам I квартала показали, что 12 % организаций оценили сложившуюся экономическую ситуацию как благоприятную, 84 % – как удовлетворительную, 4% – как неблагоприятную.
Во II квартале экономическую ситуацию благоприятной считал 21 % организаций, 72 % – удовлетворительной, 7 % – неблагоприятной. Картина III квартала следующая: 17 % высказались в пользу благоприятной, 78 % – удовлетворительной, 5% – неблагоприятной. Стоит отметить, что в последнем квартале 2007 года эти цифры были иными: соответственно 13 %, 77 % и 10 %.
Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, был следующим: I квартал – +11,3 процентного пункта, II квартал – +12,0, III квартал – +13,7. По сравнению с концом 2007 года индекс предпринимательской уверенности в III квартале 2008 года вырос на 4,4 процентных пункта. При этом среди факторов, тормозящих развитие деятельности организации, чаще всего отмечался высокий уровень конкуренции (до 76 % респондентов).
Наряду с этим от 30 % до 54 % респондентов называют в числе существенных препятствий недостаточный уровень платежеспособности населения, высокий уровень налогов и транспортных расходов, недостаток финансовых средств.
Тем не менее перспективы развития экономической ситуации руководители организаций розничной торговли оценивали достаточно оптимистично. Так, в сентябре 2008 года 95 % из них полагали, что она не ухудшится, в том числе 25 % рассчитывали на ее улучшение в ближайшие три месяца. 40-58 % предпринимателей надеялись сохранить оборот розничной торговли, объем продаж в натуральном выражении и ассортимент товаров на прежнем уровне, 37-48 % предпринимателей рассчитывали превысить его по перечисленным показателям.
Оптимизм бизнесменов имел под собой серьезную почву: в результате устойчивого внутреннего спроса российская розница переживала настоящий бум. И тенденция эта поддерживалась благоприятными макроэкономическими показателями, в частности высокими доходами от продажи нефти и газа. Однако события IV квартала показали, насколько непредсказуемо может развиваться ситуация.
«Темпы роста однозначно замедлятся»
В нашей стране образ покупателя, выстаивающего многочасовую очередь за килограммом полукопченой колбасы, остался лишь в воспоминаниях. Между тем аналитики не исключают, что мировой финансовый кризис может вернуть россиян к пустым полкам в магазинах. Насколько реален возврат в прошлое, на 25-30 лет назад? Ощутили ли красноярские ритейлеры на себе, что у потребителей уменьшается количество наличных? Как закончился прошлый и начался новый год для региональных игроков? Об этом мы беседовали с директором по маркетингу группы компаний «Командор» Дмитрием Полуяновым.
Дмитрий Полуяновдиректор по маркетингу группы компаний «Командор»
— Дмитрий, насколько серьезно мировой финансовый кризис задел продуктовый бизнес?
— Кризис затронул практически все сферы бизнеса. Одна из них – область кредитных средств. Ранее доступные кредиты позволяли активно развиваться, теперь некоторое время придется рассчитывать исключительно на себя, а уровень доходности повлияет на темпы дальнейшего расширения.
— Уменьшилось ли количество покупок в супермаркетах в IV квартале 2008-го по сравнению с IV кварталом 2007-го?
— Нет. В некоторых супермаркетах количество покупок осталось на прежнем уровне, а в некоторых даже увеличилось. Хочу отметить, что последние два года красноярский ритейл активно развивался, конкурентная среда усиливалась. Пришли новые федеральные игроки. В итоге за одних и тех же покупателей стало бороться гораздо большее число магазинов самообслуживания. И, что интересно, по сравнению с прошлыми годами темпы роста числа покупателей супермаркетов, отработавших более 2 лет, замедлились.
— По вашим наблюдениям, как изменялся средний чек в этот период?
— Средний чек в магазинах разного формата увеличился непропорционально темпам инфляции. В магазинах малого и среднего форматов он вырос значительнее, чем в больших супермаркетах и гипермаркетах.
— В чем причина такого явления?
— Причины легко объяснимы. В больших супермаркетах и гипермаркетах стали активно снижать цены на товары-индикаторы, они стали дешевле, чем в магазинах меньших форматов. Да и широкий ассортимент магазинов больших форматов предлагает товары-заменители с более низкой ценой. Например, если наши клиенты предпочитали консервированный зеленый горошек за 44 рубля, то в ноябре и декабре некоторые из них переориентировались на аналогичный продукт за 35 рублей. И так произошло во многих товарных группах.
— Как обстояли дела с продажами в первые дни после Нового года и во время праздничных каникул?
— Удивительно, но первая половина января 2009 года неожиданно прошла даже лучше, чем в 2008 году. Покупательская активность в рождественские праздники была немного выше.
— То есть нельзя сказать, что потребители начали экономить на продуктах питания?
— Мы такого пока не наблюдаем. Структура потребительской корзины более чем у 80 % покупателей наших супермаркетов осталась неизменной. По нашим наблюдениям, не более 20 % красноярцев перешли на более дешевые товары либо стали посещать несколько магазинов и покупать привычные товары там, где дешевле.
— По вашим предположениям, какие изменения грядут в дальнейшем в спросе покупателей?
— Мы ожидаем, что к лету текущего года покупатели определятся со своей продуктовой корзиной и многие вернутся к привычным товарам, прекратив приобретать более дешевые.
— Произошло ли повышение стоимости импорта в связи с выросшим курсом доллара и евро?
— Несмотря на рост стоимости валюты, изменений цен на импортные товары пока не наблюдается. Вполне возможно, эта волна дойдет до ритейла в начале февраля. Однако поставщики импортных товаров понимают зависимость роста розничной цены и объема продаж. Скорее всего, некоторое время цены в рублях на импортные товары будут сдерживаться, но рано или поздно разрыв в цене между отечественными и импортными товарами наметится. Каким он будет в итоге, предугадать сложно.
— По мнению аналитиков, наиболее сильно от финансового кризиса пострадают компании, развивающие формат гипермаркета, за ними последуют операторы сетей супермаркетов, а компании, управляющие дискаунтерами, практически не ощутят на себе последствий кризиса. Согласны ли вы с подобными утверждениями?
— У гипермаркетов как раз таки больше возможностей привлечь покупателей выгодными ценами на товары-индикаторы. А широкий ассортимент и хорошая наценка на товары промышленной группы и продукты, по которым цены не сравнивают, позволяют сохранить доходность. «Живут» ведь не за счет высокой наценки на востребованные товары, а за счет покупательского потока и большой оборачиваемости товаров. И потом, супермаркет супермаркету рознь!
Если сеть позиционировалась в премиальном сегменте либо близко к нему, ей будет нелегко. Уходить в средний и низкий ценовые сегменты опасно. Можно потерять свою целевую аудитории и не приобрести новую. Если же сеть ориентировалась на средний класс, то с меньшими потерями можно применять разные ценовые модели и подстраиваться под потребности аудитории покупателей, проживающих в зоне охвата. В данном случае снижение наценки на товары-индикаторы либо на весь ассортимент может нивелировать конкурентное преимущество дискаунтера, находящегося рядом. А более широкий ассортимент сделает супермаркет еще более привлекательным. Если же в радиусе 500 метров слабая конкурентная среда, то даже в условиях финансового кризиса данные супермаркеты будут успешными.
— Каковы, по вашим предположениям, возможные сценарии развития рынка розничной торговли на ближайшее время? Прогнозируете ли снижение покупательской активности и, как следствие, потерю оборота?
— В 2009 году темпы роста ритейла в России и в Красноярске в частности существенно замедлятся. Вполне возможно, что будет сокращаться число прилавочных магазинов площадью более 300 кв. м и одиночных магазинов самообслуживания. Покупательская активность действительно снизится. По некоторым данным, около 20 % россиян уже почувствовали финансовый кризис на себе и планируют пересмотреть свое потребительское поведение. Те сети, которые смогут подстроиться под новые потребности, сохранят покупательский поток, а значит, и товарооборот.
— Оздоровит ли кризис местный продовольственный ритейл с точки зрения ассортимента?
— Думаю, что кризис не оздоровит, а сократит ассортимент. Уменьшится доля премиальных товаров, могут вырасти цены на импортную продукцию. Российские производители получат возможность занять освободившиеся места на полках. От того, насколько качественными окажутся товары, будет зависеть их дальнейшее присутствие в торговых сетях. После 1998 года предоставляется очередной шанс на замещение импорта отечественными товарами. Вот с этой точки зрения оздоровление ассортимента произойдет точно.
— Будет ли у вас внедряться «стратегия низких цен»? Имеются в виду не единоразовые скидки на товары, а новый подход к формированию цен. Как вообще планируете корректировать ассортиментную и ценовую политику в создавшихся условиях?
— Однозначно — повальной стратегии «низких цен» не будет. У каждого супермаркета свои особенности по уровню благосостояния аудитории покупателей и конкурентной среде. Для сохранения покупательского потока, безусловно, будем делать отдельные ценовые предложения покупателям с сохранением широкого ассортимента. Постараемся сделать все, чтобы у людей с доходами ниже среднего появилась возможность совершать покупки в супермаркетах среднего класса, к которым мы и относимся.
— Рассчитывают ли региональные ритейлеры на помощь государства
— В большей степени мы рассчитываем на помощь местных властей. Надеемся, что они нас поддержат. Ведь стабильность розничных сетей обеспечивает продуктовую безопасность города. К тому же в нашей сети супермаркетов и цехе собственного производства компании трудится 4340 человек. А это немало! Именно по этим причинам предприятия розничной торговли попали в группу «стратегически важных» отраслей, которым необходимо помочь в условиях финансовой нестабильности.
Ещё год назад
По данным Росстата, общий объем рынка продуктовой розницы в 2007 г. достигал 191 млрд долл., или более 250 млрд долл. с учетом так называемого теневого сектора. В частности, в 2007 г. российский рынок розничной торговли продуктами питания в целом, включая современные и старые форматы, вырос примерно на 30 %, при этом приблизительно на 15 % – за счет высокой инфляции.
«Кризис – это не только угроза, но и возможность»
Экономисты уверены, что в 2009 году сложные кризисные явления скажутся на малом бизнесе не лучшим образом. Еще в ноябре минувшего года правительство РФ рекомендовало коммерческим банкам предоставлять кредиты приоритетным отраслям экономики, среди которых числится и розничная торговля. Позже было принято решение о поддержке крупных розничных сетей. Могут ли рассчитывать на помощь власти красноярские бизнесмены, рассказал депутат Законодательного собрания края Владислав Королев.
Владислав Королёвдепутат Законодательного собрания Красноярского края
— Владислав Владимирович, ждать ли региональным ритейлерам поддержки от федеральной и местной власти?
— Я сомневаюсь, что наша региональная розница будет поддержана федерацией. Да и зачем? У местных сетевиков ведь проблем нет, единственный вопрос – перекредитация. А вот здесь картина не очень радостная.
Дело в том, что банковская система в связи с кризисом сжалась. Выросли процентные ставки, изменился размер залогового обеспечения, соответственно, тело кредита сократилось. Как минимум, на 25 %. А это угроза не только для развития бизнеса, но и для его существования.
На федеральном уровне ряду крупных розничных сетей предоставляются кредиты под гарантии федерации или через уполномоченные банки, которые подконтрольны правительству РФ. Красноярские сети в этот список не попали. Здесь, на месте, выступив гарантом в получении кредита, им могут помочь либо краевое правительство, либо городская администрация. И тут необходим подход с точки зрения результативности работы той или иной сети. В нашем регионе их много, и не все они эффективны.
— А как вы относитесь к тому, что сейчас во многих сферах, в том числе и в рознице, под лозунгом «Мы оптимизируемся!» происходит сокращение работников, серьезное понижение размеров заработной платы?
— Нормально отношусь. Можно, конечно, ничего не оптимизировать, а взять и переложить все затраты, которые несет хозяин розничной сети, на карман потребителя. Но кто от этого выиграет? Бизнесмен останется при «своих», а пострадаем мы с вами. Если говорить о сокращениях, то эту проблему решить можно. Чтобы сокращенные с какого-то конкретного предприятия не пополнили ряды безработных, выход есть. Вот здесь как раз власть как никогда должна помогать развивать малый и средний бизнес, который сможет создать новые рабочие места.
— О поддержке малого и среднего бизнеса говорят давно. Сейчас, в период кризиса, не рассматриваются ли какие-то более кардинальные меры по поддержке предпринимательства? В чем конкретно она должна выражаться?
— Считаю, что на время кризиса нужно объявить налоговый мораторий по местным налогам. То есть на прибыль и на имущество. А на федеральном уровне – отсрочку, этакий своеобразный налоговый кредит. Второе – через те же государственные гарантии получения кредита в кредитных организациях направил бы все усилия на поддержку реального сектора экономики малого и среднего бизнеса.
— Каким вы видите дальнейшее развитие сценария на местном рынке розничной торговли?
— Я думаю, что произойдет естественный отбор. Эффективные сети начнут доминировать и, если даже им придется трудно, все равно выживут. Ведь кризис — это не только угроза, но и возможность. Те, кто на этом рынке жил лишь за счет дешевых арендных ставок от муниципалитетов, за счет долгосрочных кредитований от поставщиков, существовать дальше вряд ли смогут. Их поглотят более сильные ритейлеры. Те, у кого во главу угла поставлен принцип «цена+качество». Ведь покупатель всегда голосует рублем там, где ему выгоднее и комфортнее.
Лариса Гульбис
Журнал «statis.ru»