статья

Красноярск: будущее туманно

Красноярский городской портал о недвижимости

Тема Красноярской агломерации, как известно, муссируется в крае доволь­но давно.
Ее, что вполне понятно, обсуждают профессиональные экономисты и проек­тировщики, подводя документальную базу под зарождающийся проект. Интересуются этим вопросом и простые горожане, которым, собственно, на себе предстоит прочувствовать смысл модного нынче слова «агломерация».
Одни искренне при этом надеются на новое качество жизни в связи с такой «перестройкой», другие убеждены, что средства в при­соединение территорий станут вкладывать не столько в интересах всех, кто проживает в уже обозначившихся границах КА, сколько ради выгоды определенных людей.

Даешь перемены?

Красноярск - вид сверху
Красноярск

Как бы то ни было, что-то менять необ­ходимость действительно назрела. И давно.
Тем более, что уклад жизни в Красноярске и в прилегающих к нему районах уже и так отвечает многим признакам агломерации. Согласно данным института градострои­тельства и инвестиционного развития ОАО «Гипрогор», представленным на прошед­шем недавно VI экономическом форуме, для развития городских агломераций характерны такие черты как быстрое развитие пригородов и постепенное перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции, систематические передвижения людей в пределах агломерации на работу, к местам учебы и отдыха. Такие черты в той или иной степени характерны и для Красноярска.

В общем, если вдуматься, мы и так уже реально живем в чем-то вроде агломерации. И вполне логично сделать процесс присоединения территорий не стихийным, а контролируемым, создавая определенные точки силы, которые будут привлекать в объединенные районы грамотных специалистов, а также денежные потоки, с помощью которых можно обеспечить гражданам вполне комфортные условия проживания, труда, отдыха и творческой самореализации.

Болезни города

Надо заметить, ничего уникального в том, что происходит с Красноярском, нет. По различным экспертным оценкам, как говориться в материалах все того же «Гипрогора», в России выделяют от двенадцати до тридцати семи потенциальных агломераций.

В то же время, как отмечали специалисты, обсуждавшие тему развития современных городов, включая и КА, в рамках специально организованного «круглого стола» на экономическом форуме, для большинства российских городов характерны несовершенные генпланы, зачастую непродуманное использование имеющихся территорий, а также низкая производительность труда занятых на предприятиях работников. Красноярск, как заметил директор института региональной политики Булат Столяров, город тоже неэффективный.

Развитие агломерации призвано изменить прежде всего среду обитания человека. Современный город должен обеспечивать в первую очередь интересы конкретных людей, которые, что там говорить, раньше ставились где-то позади интересов мощных производств, оставляя человеку участь винтика в большом социально-экономическом механизме.

Мы ждем перемен, но каких?

Безусловно, само по себе внимание к потребностям человека, который в сегодняшнем городе по полдня проводит в дорожных пробках, который не видит природы и дышит заводскими и автомобильными выхлопами, радует. Другое дело, что на пути грандиозных замыслов по преобразованию городской среды, стоит большое препятствие — наступивший эконо­мический кризис.

И пусть министр экономики и регионального развития края Алексей Иванов заявил в ходе «круглого стола», что в условиях кризиса нельзя отказываться от стратегических планов и менять приоритеты, что проект запущен и не должен остановиться — не очень верится в скорое и точное воплощение проекта. По Иркутску и Челябинску аналогичные планы уже свернуты.

Как заявляют специалисты, причиной остановки реализации такого рода замыслов в российских городах зачастую становятся даже не экономические трудности, а элементарное неумение выстроить разумные горизонтальные связи между администрациями объединяющихся терри­торий.

Страх потерять власть кем-то из участников процесса приводит к тому, что проект просто начинают саботировать. Что уж говорить о формировании подобных отношений в условиях кризиса?

Помимо этого, в конце концов, есть и элементарный вопрос денег.

«Мы вступили в эпоху долгого инвестиционного голода. Ресурсов не будет. — отметил директор центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин. — Сейчас инвестиции будут приходить не на новые площадки, а на площадки, имеющие высокую стоимость. Начнется возвращение в город, в центр. Нет оснований для осуществления полномасштабных проектов».

Несуществующее красноярское метро
Метро в Красноярске строится уже десятки лет. Когда красноярцы смогут почувствовать эффект..?

В то же время, как заметил Княгинин, каждый мировой экономический кризис традиционно сопровождается и перестройкой городов. И с точки зрения архитектуры, и экономического уклада. Так что, вероятно, и Красноярска это коснется в полной мере.

Между тем, борьба российских городов за инвестиции обострена нынче очень сильно.

И в этом смысле понятно желание разработчиков проекта Красноярской агло­мерации создать условия для улучшения инвестиционной привлекательности КА. Но на какие инвестиции можно рассчитывать именно сейчас? Если бизнес неактивен, надежда только на государственные инвестиции. Но насколько эффективно они могут быть использованы? Сколько лет, плохо ли, хорошо ли, финансируется строительство метро — и где оно? Никто пока его не видел. С той же отдачей могут быть потрачены государственные деньги и при осуществлении проекта Красноярской агломерации. Тем более, даже в рамках «круглого стола» прозвучал ряд замечаний к сути уже имеющихся наработок по агломерации.

В частности, Булат Столяров высказал сомнения в том, что Красноярску так уж необходим экстенсивный путь развития. На взгляд директора института региональной политики, необходимо более интенсивно использовать уже имеющиеся ресурсы. Так же он высказал сомнения в том, что реально увеличить население агломерации до полутора миллионов человек. К тому же по мнению Столярова, из имеющихся материалов по агломерации не видно, как именно будут использованы существующие производственные мощности, что конкретно будет выпускаться на них.

В общем, сомнений и претензий к проекту достаточно.

И тут уж, коли краевое правительство решило не отступаться от амбициозных замыслов, можно надеяться лишь на то, что у тех, кто отвечает за осуществление проекта, хватит сил и умения не выпустить ситуацию из-под контроля. В противном случае не мы будем управлять ею, а она нами.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).