статья

Иномарки: пошли на...

Сфера вляиния

12 января 2009 года были введены но­вые таможенные пошлины на ввозимые в Россию автомобили иностранного про­изводства. В результате продажи нем­ногих выживших автоаукционных ком­паний снизились на 90%.

Ряд японских поддержанных машин «Автобарахольщики» заранее накупили столько машин, что хватит на весь 2009 год.

Таможенные пошлины на ввозимые в Россию иномарки в середине января повысились на 20-80% — в зависимости от «возраста» и типа автомобиля. Особенно сильно выросли сборы на ввоз автомобилей старше 5 лет.

Эти изменения уже сказались на местном рынке продаж иностранных авто. Руково­дитель проекта «24avto.ru» Артём Потехин говорит, что пострадали все фирмы, кото­рые продают автомобили:
«Большинство аукционных компаний уже закрылись. В прошлом году их было около 100, а сейчас в лучшем случае 20 наберется. Остались только самые крупные, но и им придется либо менять профиль, либо закрываться, так как долго без заказов они не выдержат. Офиц­иальные дилеры тоже страдают: сейчас они сокращают персонал, урезают зарплаты, а дальше может быть еще хуже — некоторые могут и совсем разориться».

До большинства автоаукционных компаний города сейчас дозвониться невозможно. Те же, кто еще продолжают работу, от комментариев отказываются, объясняя это так: «Рынок умер, зачем что-то говорить». Из «выживших» прокомментировать ситуацию смог директор красноярского филиала компании «Веросса» Евгений Журавлев: «Объем наших продаж уменьшился, и значительно — на 90%! Конечно, в этом свою роль сыграл еще и кризис, который так упорно и повсеместно винят во всех бедах. Но основная причина — это повышение пошлин».

По мнению Артёма Потехина, единственный путь для автоаукционщиков сейчас — это диверсификация бизнеса: «Кто-то уходит в сервис, кто-то начинает организовывать автосалоны по перепродаже б/у машин, некоторые уходят совсем в другой вид бизнеса, не имеющий отношения к автомобилям».

Евгений Журавлев рассказывает, что «Вероссе» пришлось перестраиваться и частично менять направление работы: «Еще год назад мы начали парал­лельно заниматься запчастями. А наше головное пред­приятие, которое находится во Влади­востоке, — крупный таможенный брокер, и это направление не перестает работать, так как таможат все — от автомобилей до мелких товаров народного потребления».

Но всегда торговать «из запасников» не получится. Евгений Журавлев: «Пока цены на б/у авто в нашей компании остались прежними, но из-за увеличения таможенных пошлин стоимость среднего автомобиля объемом до 1500 см3 должна повыситься примерно на $1500. В Японии сейчас идет постепенное снижение цен на автомобили, которые продаются на аукционах, но не настолько значительно, чтобы конечная цена для клиента осталась на уровне прошлого года. Кроме того, уменьшился порог заградительных пошлин. То есть, машины старше 5 лет теперь подпадают под увеличенные пошлины, как в прошлом году автомобили старше 7 лет. Теперь популярные автомобили 2002-2003 гг. невыгодно везти в Россию».

Артём Потехин поясняет, что с ценами ситуация неоднозначная. «Те машины, которые были ввезены в 2008 году, частично подешевели — торговцы на рынке сильно двигаются в цене, процентов на 5-10, потому что спрос упал, — а частично подорожали из-за того, что продавцы пересчитали пошлины по новому тарифу. Машины нового завоза у официальных дилеров подорожали, в основном, на 10—30%», — уточняет г–н Потехин.

Дмитрий Суханов Дмитрий Суханов
директор Рено-центра «АТЛАНТ»

Директор Рено-центра «Атлант» Дмитрий Суханов рассказал «СВ», что повышение пошлин на схему работы этого автоцентра пока никак не влияет, поскольку на складах еще достаточно машин 2008 года выпуска, ввезенных до новогогода.

Так как в большей степени нововведения коснулись б/у иномарок старше 5 лет, то, по словам г-на Суханова, при прочих равных условиях можно было бы рассчитывать на увеличение спроса на новые автомобили: «Но сложившаяся экономическая ситуация — падение курса рубля, снижение доходов населения, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и т.п. — двигает кривую спроса влево, снижая объем реализации вне зависимости от стоимости автомобиля». В результате продажи в Рено-центре «Атлант» в январе 2009 упали на 20%. «В среднем по году мы ожидаем схожего результата — 80% от объема продаж прошлого года», — говорит Дмитрий Суханов.

Артём Потехин приводит такие данные: у официальных дилеров падение продаж в районе 50%, а оставшиеся 50%, как правило, составляют продажи машин 2008 года, которые, как и у аукционщиков, были завезены по старым пошлинам и курсу доллара: «Лучше дела обстоят у тех диле­ров, марки которых построили себе заводы на территории России (Toyota, Ford, Hyundai, Renault), но рост цены неизбежен: комплектующие все равно закупаются за рубежом за доллары».

Дмитрий Суханов отмечает, что повышение пошлин, а также отмена двойного налого­обложения дилера в случаях, когда клиент приобретает новый автомобиль, сдавая старый в счет оплаты, переводят на циви­лизованные рельсы работу с сегментом trade-in: «В долгосрочной перс­пективе рынок б/у автомобилей в большей степени перейдет в зону ответственности официальных дилеров. В Европе до 50% выручки и до 60% прибыли приносят именно продажи б/у машин».

Эксперты сходятся во мнении, что государству с помощью таких мер увеличить продажи автомобилей российского производства не удастся — по крайней мере, в ближайшие годы.

Евгений Журавлев: «Пока никаких результатов не видно, никто не ринулся сразу покупать отечественные машины. Да и цены на них не упали, а наоборот, их под шумок еще и поднимают. Когда в свое время японские автомобили «пришли» на американский рынок, местные автопроизводители попросили у конгресса США прикрыть импорт японских авто повышением пошлин. Но им ответили: «Никаких дотаций не будет. Делайте качест­венней автомобили!». И эта здоровая конкуренция дала скачок развитию американского автопрома. Вот и у нас должно быть так. А пока российские машины неконкурентоспособны. Их продажи увеличатся, только если будут приняты еще более жесткие меры, если пошлины поднимут до беспредела».

Дмитрий Суханов уточняет: у автомобиля, произведенного на территории России, шансы найти своего покупателя становятся выше. Но не каждую такую машину можно назвать отечественной: «Волга Syber» — это уже не российский автомобиль, «Нива» давно выпускается под брендом Chevrolet, у ВАЗа есть планы по переходу на новые модели автомобилей, созданные на базе Renault Logan.

Если государству вместе с автомобильными концернами удастся наладить выпуск комплектующих в России и они будут соответствовать мировым стандартам качества, это приведет к снижению цен и, соответственно, росту спроса на машины. Но для этого нужны инвестиции и время, а это не год и не два».

Эксперты «СВ» уверены: в течение, по крайней мере, 2-х лет отечест­венному автопрому не удастся превысить показатели продаж 2008 года.

Елена Командирова
Журнал «Сфера влияния»

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Как QR-коды влияют на новогодние корпоративы Меньше чем через месяц наступит главный праздник – Новый год. И, как обычно в начале декабря, красноярцы задумываются о проведении новогодних корпоративов…

Экология как драйвер инвестиций Работающая в Красноярском крае горно-металлургическая компания «Норникель» значительно увеличила свой прогноз по инвестициям до 2030 года…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»