Весной этого года страховой рынок ожидают серьезные перемены. С 1 марта вступают в силу изменения в Законе об ОСАГО: будет введено прямое урегулирование убытков, станет проще оформление ДТП (европротокол). Кроме того страховщики должны будут хранить на депозите в РСА от 3 млн руб. Руководители страховых компаний уверены: поправки серьезно увеличат убыточность ОСАГО и могут привести к тому, что некоторые игроки будут вынуждены уйти с рынка. Сейчас страховщики активно сокращают ОСАГО в своих страховых портфелях.
Эксперты:
Евгений И
директор филиала в Красноярске Группы Ренессанс страхование
Григорий Игнатенко
директор дирекции по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование»
Виталий Княгиничев
директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах»
Владимир Козлов
директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА)
Сергей Рабцун
директор филиала Росгосстраха по Красноярскому краю
Валерий Ревкуц
председатель Сибирского союза страховщиков
Маргарита Филиппова
директор ЗАО СО «Надежда»
Насколько вырастет убыточность ОСАГО?
Какие компании уйдут после введения новых поправок?
Зачем страховщики создают сервисные центры?
В январе этого года десять крупных российских страховых компаний (на их долю приходится около 60% российского рынка ОСАГО) написали письмо министру финансов Алексею Кудрину. В обращении к нему страховые компании просили отсрочку минимум на два года в принятии поправок в Закон об ОСАГО. Сами страховщики это письмо называют прецедентом: еще ни разу за всю историю российского страхового рынка крупные компании не собирались вместе и не выступали с единой инициативой. По словам генерального директора ЗАО СО «Надежда» Маргариты Филипповой, «письмо десяти» — это общий голос рынка: «Мы все понимаем, что мартовские поправки преждевременны. К ним пока не готовы ни страховые компании, ни страхователи».
Больше ста компаний в крае продают ОСАГО
Маргарита Филиппова директор ЗАО СО «Надежда»
Страховщики отмечают, что с введением ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) в 2003 г. оно стало для них одним из основных продуктов. Маргарита Филиппова: «По сути, ОСАГО было локомотивом нашего рынка. Число автовладельцев, а соответственно, и тех, кто должен был страховаться, с момента введения этого вида страхования ежегодно у нас прирастало минимум вдвое».
Директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Козлов добавляет, что привлекательным для страховых компаний ОСАГО было еще и потому, что давало дополнительно большой поток клиентов для других видов страхования. «Например, пришёл автолюбитель застраховать свою машину по обязательному виду страхования, а ему тут же предложили купить полис КАСКО или ДМС. В половине случаев он приобретал у страховщика дополнительный продукт», — сказал г-н Козлов.
Большой поток клиентов стал основной причиной того, что страховщики в свою продуктовую линейку добавили ОСАГО. Сегодня, по данным РСА, более тысячи российских и региональных страховщиков имеют лицензию для работы на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности. В Красноярском крае такая лицензия есть более чем у сотни СК. В прошлом году страховые компании собрали премии по ОСАГО на 1523795 тыс. руб.
При этом страховщики не скрывают, что ОСАГО для них никогда не было очень прибыльным видом страхования. По данным Сибирского союза страховщиков, убыточность ОСАГО в крае в среднем достигла 80%. Валерий Ревкуц, председатель Сибирского союза страховщиков: «В среднем в России убыточность по ОСАГО составляет около 50%. У нас эта цифра была всегда больше из-за высокой аварийности».
Поправки к закону увеличат число мошенников
По словам экспертов, и без того низкую доходность ОСАГО усугубят новые поправки в Закон об обязательном страховании автотранспорта. С 1 марта вступают в силу три изменения.
Первая поправка касается введения прямого урегулирования убытков — автовладельцы получают возможность требовать компенсацию по ОСАГО в «своей» страховой компании, а не в компании виновника аварии, как это происходит сейчас.
Вторая поправка связана со вступлением в силу европротокола. Согласно ему аварию (сумма ущерба до 25 тысяч рублей и без пострадавших) можно оформить вместе со вторым участником ДТП, не дожидаясь приезда сотрудников автоинспекции.
И третья — требует от страховых компаний хранить на депозите Российского союза страховщиков от 3 млн руб. В случае банкротства компании эти деньги пойдут на выплаты страхователям.
Директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев считает, что эти нововведения приведут к «катаклизму» на рынке: «Это произойдет хотя бы потому, что до сих пор еще не приняты все нормативные документы, чтобы начать работать с 1 марта по новым правилам. Например, отсутствует приказ Министерства финансов РФ, утверждающий все требования к соглашению о прямом возмещении убытков. Кроме того, сегодня нет единой методики оценки ущерба. Каждая компания делает оценку по своим собственным правилам».
Сергей Рабцун директор филиала Росгосстраха по Красноярскому краю
Директор филиала Росгосстраха по Красноярскому краю Сергей Рабцун добавляет, что эти поправки приведут к увеличению убыточности ОСАГО. «И прямое урегулирование, и европротокол серьезно повысят убыточность страховщиков.
Прямое урегулирование, например, потребует от компаний значительных затрат на перестройку бизнес-процессов, набор дополнительного персонала. Что же касается европротокола, то это благодатная почва для роста мошенничества. Без ГИБДД людям будет проще инсценировать аварию, а потом потребовать у страховщика возмещения ущерба», — рассказал г-н Рабцун. Он считает, что введение европротокола приведет к росту мошенничества и увеличит как минимум на 10% объем ежегодных выплат.
Не для всех выполнимо и требование РСА о хранении на депозите от 3 млн руб. Эксперты отметили, что небольшие страховые компании не смогут «потянуть» эту сумму.
Страховщики минимизируют
автогражданку в своем портфеле
В сложившейся ситуации страховые компании стали искать способы минимизировать предстоящую убыточность. Владимир Козлов: «Вряд ли большинство компаний совсем откажется от ОСАГО. Это ведь до сих пор тот вид страхования, который «тащит за собой» дополнительных клиентов. Думаю, многие компании пойдут по пути либо сокращения в своем портфеле ОСАГО, либо просто не будут этот вид страхования наращивать».
По словам Маргариты Филлиповой, в общем страховом портфеле «Надежды» ОСАГО занимает не больше 50%. «Этот показатель мы не собираемся увеличивать. Делать ставку только на ОСАГО неправильно. Сейчас мы активно развиваем другие, менее рискованные направления, например, имущественное страхование, страхование от несчастного случая», — пояснила г-жа Филиппова.
Григорий Игнатенко, директор дирекции по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование»: «С введением европротокола мы приняли специальные меры для того, чтобы уберечь себя от грядущей убыточности. Например, мы в настоящее время более внимательно подходим к формированию портфеля по ОСАГО».
Помимо этого, страховые компании создают специальные сервисные службы, которые в случае аварии смогут оперативно помочь клиентам. Евгений И, директор филиала в Красноярске Группы Ренессанс страхование: «При введении прямого урегулирования страхователь может обратиться за возмещением в свою СК, а не в компанию виновника аварии. В этом случае он будет тщательнее подходить к выбору компании. В итоге выиграет тот страховщик, который качественно и быстро сможет проконсультировать своего клиента». Сергей Рабцун добавляет, что в борьбе за клиента выиграет та компания, у которой в регионе есть центр урегулирования убытков.
С рынка уйдут небольшие компании
Григорий Игнатенко директор дирекции по страхованию автомобильного бизнеса
ЗАО «ГУТА-Страхование»
По прогнозам экспертов, те компании, которые вовремя не создали сервисные службы, центры урегулирования убытков или не сократили свою долю ОСАГО в общем страховом портфеле, уйдут с рынка.
Григорий Игнатенко: «Скорее всего, часть страховщиков не сможет выполнять свои обязательства в части обеспечения страховых выплат по ОСАГО. Компании, не располагающие диверсифицированным страховым портфелем, уйдут. По прогнозам, доля страховщиков, работающих в сегменте обязательного страхования автогражданской ответственности, сократится в несколько раз».
Виталий Княгиничев отмечает, что многие игроки если и не уйдут с рынка, то откажутся от ОСАГО.
По словам экспертов, единственное, что может минимизировать предстоящие убытки страховщиков, — это повышение тарифов по «автогражданке». «За те шесть лет, что у нас в стране работает ОСАГО, тарифы практически не менялись. И это при том что ежегодно ремонт автомобилей растет в цене. Мы все-таки рассчитываем на то, что тарифы вырастут на несколько пунктов», — сказала Маргарита Филиппова.