По прогнозам большинства экспертов, кризис докатится до страхового рынка к середине текущего года.
Однако, по словам председателя Сибирской ассоциации страховщиков ВАЛЕРИЯ РЕВКУЦА, регионы уже ощутили на себе его дыхание. Во втором полугодии 2008 года сборы по некоторым видам страхования уже упали в шесть раз.
О наиболее уязвимых сегментах страхового рынка, проблемах и перспективах его развития господин Ревкуц рассказал корреспонденту «Континент Сибирь» ЮЛИИ ДАНИЛОВОЙ.
Попали под удар
— Валерий Александрович, каковы были наиболее значимые тенденции, характерные для страхового рынка Красноярского края в 2008 году?
Валерий Ревкуц
— Этот год был примечательным по многим основаниям. В первом полугодии мы наблюдали значительный рост страхового рынка в регионе. Общее увеличение платежей к соответствующему периоду прошлого года в крае составило более 2,1 млрд рублей, или 30%. Объемы личного страхования возросли на 44%, а страхования имущества — почти в полтора раза. При этом если в I квартале ежемесячно собиралось менее 1,4 млрд рублей, то во II-м — уже более 1,7 млрд рублей, то есть восходящий тренд сохранялся практически до июля.
Со второй половины лета восхождение сменилось столь же быстрым снижением.
К примеру, в III квартале ежемесячная премия страховщиков, работающих в Красноярском крае, составляла всего около 1 млрд рублей. Месячные объемы страхования имущества сократились по сравнению с первым полугодием в 1,7 раза, а личного страхования — почти в шесть раз. Общую картину проседания рынка удалось смягчить только за счет обязательных видов страхования — ОСАГО и ОМС.
В целом по итогам 9 месяцев 2008 года в нашем крае зафиксировано общее снижение платежей к соответствующему периоду 2007 года по имущественным видам на 3,4% (при полуторакратном росте в первом полугодии!), по страхованию жизни на 20%.
— Каковы основные причины столь быстрой смены
вектора развития рынка?
— Накативший мировой кризис в первую очередь сказался на экспортно ориентированных предприятиях края: снизились цены практически по всей номенклатуре продукции (цветная металлургия и т. д.). Это произошло в условиях высокой закредитованности производств и акционеров, а также — в ряде случаев — борьбы за контроль над управлением.
В результате под нож экономии в первую очередь попали корпоративные страховые программы. В III квартале общее снижение по платежам финансово-промышленных групп по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило до 1 млрд рублей.
Дело в том, что кэптивное страхование во многом имеет так называемый оптимизационный характер. Поскольку все имущественное страхование и большая часть страхования личного относятся на затраты предприятий (себестоимость продукции), на данные суммы соответственно уменьшается налогооблагаемая прибыль. А особенности налогообложения страховщиков позволяют за счет формирования резервов и работы с перестраховщиками избегать налогообложения доходов и далее.
В том случае, если у головных предприятий цена на выпускаемую продукцию, а следовательно, рентабельность и прибыль падают, исчезает необходимость использования страхового ресурса оптимизации прибыли, что приводит к снижению объемов платежей по кэптивным договорам.
Начиная с осени на страховой рынок также стал оказывать существенное влияние кризис ликвидности в банковской сфере. По экспертной оценке, к ноябрю количество банков, предоставляющих в нашем крае ипотеку, уменьшилось на порядок — до семи игроков. Были резко сокращены и программы автокредитования. Все это привело к снижению страховых взносов по вновь заключаемым договорам ипотеки в три–пять раз, а по новым договорам автострахования — до двух раз.
Еще одним сектором, попавшим под удар, оказалось страхование граждан, выезжающих за рубеж; отягощающим фактором в этой сфере послужило банкротство «КрасЭйр». В целом сложившаяся ситуация может привести к тому, что по ряду видов страхования — в первую очередь страхования имущества, жизни, добровольной ответственности — в 2008 году будет собрана меньшая премия, чем в предыдущем.
— А как же ОСАГО? Этот вид страхования в последнее время традиционно лидировал по убыткам, но, судя по вашим словам, за счет «автогражданки» негативные тенденции развития рынка в регионе удалось несколько смягчить…
— Вторая половина 2007 года запомнилась красноярским страховщикам угрожающим ростом убыточности по ОСАГО, достигшей 82% отношения выплат к платежам. При сохранении этой динамики к концу 2008 года страховщики региона могли оказаться в ситуации, когда бы им приходилось выплачивать больше, чем они собирают.
Однако в 2008 году произошло резкое снижение убыточности — за год более чем на 10%. Что случилось? С 1 января были серьезно ужесточены штрафные санкции за нарушения правил дорожного движения. Улучшилось качество работы ГИБДД, транспортной инспекции, правоохранительных органов в крае. Сказались значительные вложения в развитие дорожной инфраструктуры. Все это привело к снижению общего уровня аварийности и, как следствие, к уменьшению выплат.
В результате в настоящее время убыточность ОСАГО в нашем крае составляет 70%, что ниже «нормативной» величины, определенной размером в 77% по выплатам самих страховщиков, или 80% с учетом возмещения из резервных фондов РСА.
Кстати, хотел бы отметить, что ситуация на дорогах в России в целом является беспрецедентной, не имеющей аналогов в любой иной стране.
Скажем, при снижении российской аварийности, включая дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, до уровня хотя бы среднеевропейской, наши страховщики могли бы уменьшить тарифы по авто-каско в полтора-два раза, и можно было бы значительно увеличить нормативы возмещений по ОСАГО без изменения размера платежей страхователей.
Таким образом, вопросы тарификации ОСАГО, справедливой цены этого страхования главным образом зависят от ситуации на дорогах и не в последнюю очередь — от поведения самих автовладельцев.
И еще один момент… В целом 2008 год, к сожалению, ничем не отличался от всех предыдущих в плане отсутствия внимания властей к тем возможностям, которые представляет страхование.
К примеру, система страхования жилья в Москве гарантирует пострадавшим компенсацию убытков и аккумулирует значительные ресурсы, направляемые на городские инвестпрограммы. Реализуемая в Кемеровской области программа медицинского страхования привела к тому, что ныне там на каждый рубль финансирования из фондов обязательного медицинского страхования приходится 0,3 рубля добровольного медицинского страхования. У нас — в три раза меньше.
Остаются без движения давно и на всех уровнях обсуждаемые программы, крайне необходимые для нашего региона, — программы экологического страхования и страхования на случай природных и технологических коллизий. И это притом, что практически ни один год не обходится без подобных событий.
Хочется верить, что 2009 год будет отличаться в этом плане в лучшую сторону, что эффективно заработает Консультативный совет по страхованию при правительстве Красноярского края и будут созданы аналогичные совещательные органы в Красноярске и других городах края.
Кэптивы виноваты
— Кризис начал активно проявляться на российском рынке только в октябре–ноябре минувшего года. Сводных данных по итогам работы страховщиков в Сибирском регионе за последние три месяца года пока нет. Можете ли спрогнозировать ожидаемые показатели?
— Стоит отметить, что на IV квартал обычно приходится пик возобновления договоров юридическими и частью физических лиц, что означает значительный приток платежей. По 9 месяцам работы страховщиков в Красноярском крае в 2008 году мы уже имеем объем страховой премии в 12,4 млрд рублей.
В IV квартале прошлого года было собрано 4,2 млрд рублей. Даже если предположить, что мы потеряем один миллиард из прошлогодних, то годовые сборы по краю составят 15,5–16 млрд рублей, из них более 9 млрд рублей — по ОМС, 1,5 млрд рублей — по ОСАГО и более 5 млрд рублей — по добровольным видам страхования.
С учетом того, что в прошлом году было собрано 14,6 млрд рублей, налицо общий рост порядка 10%, но при возможном снижении показателей добровольного страхования, которое уже было заметно по данным на 1 октября.
— Какое место по сборам/выплатам, по вашим оценкам, будет занимать Красноярский край в итоге?
— По итогам 9 месяцев наш край лидирует в Сибири по общему объему платежей, аккумулируя порядка 18–20% от совокупной страховой премии, собранной страховщиками на территории всего округа. Однако это лидерство определяется главным образом обязательными видами страхования, в первую очередь ОМС.
По остальным видам, кроме ОМС, мы уже находимся на втором месте после Новосибирской области, а вот по страхованию жизни и здоровья значительно уступаем всем нашим соседям. Определяется это большим вниманием властей Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областей к развитию на своих территориях добровольного медицинского страхования, к использованию возможностей, предоставляемых страховым бизнесом, в интересах жителей данных регионов.
По страхованию имущества Красноярский край пока на первом месте.
Но, к примеру, разве сравнимы производственно-экономические потенциалы Красноярья и Алтая, отстающего от нас по этому показателю отнюдь не кратно? Между тем Алтайский край реализует государственную программу поддержки сельхозпроизводителей, позволяющую привлекать на страхование аграрных хозяйств порядка миллиарда рублей в год, из которых до 40% — безвозмездные субвенции федерального бюджета.
Таким образом, страхование используется не только для защиты местных сельхозпроизводителей от последствий стихийных бедствий, но и как инструмент привлечения на свою территорию безвозмездных финансовых ресурсов.
В нашем крае, напротив, страхование зачастую применяется для вымывания из региона денежных ресурсов: доля Красноярского края в выплатах СФО по добровольным видам страхования значительно ниже доли соответствующих видов в поступлениях. Если выплаты по добровольным видам страхования в целом по СФО примерно соответствуют общероссийским, то в Красноярском крае выплаты по страхованию жизни, здоровья, имущества, ответственности значительно ниже всех усредненных показателей.
Более того, по уровню выплат по страхованию жизни край находится на последнем месте в СФО, по уровню выплат в страховании имущества опережает лишь Тыву и Хакасию, по личному страхованию и страхованию ответственности — республики Бурятия и Алтай.
Все это может объясняться главным образом тем, что крупные кэптивы часто используют страхование в качестве механизма оптимизации прибыли финансово-промышленных групп, поскольку именно такое «страхование» не предусматривает возможности реальных выплат либо проводится по явно завышенным тарифам.
Если предположить, что по всем видам страхования уровень выплат должен соответствовать средним по России (или СФО), то объем подобных потоков в крае можно оценить десятизначной суммой. В ситуации, когда возникают проблемы с наполнением бюджета текущими платежами, данный вопрос должен стать предметом дополнительного исследования со стороны компетентных организаций.
Помогут обязательные
— Расскажите о перспективах развития страхового рынка России в целом и сибирских регионов в частности в связи с сохранением и усугублением нестабильной экономической ситуации.
— Ситуация в страховании полностью зависит от общего экономического положения страны — главным образом от эффективности мер поддержки отечественного производителя, предпринимаемых властью, и от динамики цен на наши основные экспортные товары. Действия правительства по решению вопросов ликвидности у банков смягчили проблемы с наличием кредитных ресурсов.
Сейчас речь идет в первую очередь об отсутствии доверия между рыночными субъектами. Но в сфере автокредитования большая часть данных проблем снимается как раз страхованием. Другая сложность — сжатие платежеспособного спроса, которое во многих отраслях и регионах, возможно, большей частью объясняется психологическими причинами, а не реальным снижением доходов.
Объявленные главой правительства Владимиром Путиным меры по стимулированию покупателей путем предоставления [кредитных] субвенций на приобретение изделий отечественного автопрома, а также другие меры, которые, я уверен, будут предприняты, — все это, несомненно, активизирует спрос, и, думаю, обеспечит рост продаж.
Масштабы поддержки, уже оказанной строителям и девелоперам, финансовые вливания в АИЖК, увеличение объемов кредитования банков со стороны ЦБ, меры госпомощи гражданам, имеющим ипотеку и потерявшим работу, позволяют рассчитывать на то, что нисходящий тренд в ипотеке уже в начале 2009 года сменится стабильным или даже восходящим.
В сфере страхования туристов готовятся законодательные новации, которые значительно улучшат страховую защиту выезжающих за рубеж при соответствующем увеличении страховой премии, что выправит ситуацию в этом секторе.
Если не удастся добиться дальнейшего снижения аварийности на дорогах, введение с 1 марта прямого урегулирования убытков и европротокола может привести к тому, что выплаты по ОСАГО в крае превысят платежи, что приведет к массовому выбытию с нашей территории страховщиков ОСАГО.
В целом по 2009 году на пиковые показатели II квартала предыдущего года мы, видимо, не выйдем, но в добровольных видах как минимум можем рассчитывать на сохранение прежних объемов.
По обязательным видам страхования рост, безусловно, будет, хотя и более скромный, чем в 2008 году: по ОСАГО — в пределах 5–10%, что ниже обычного ежегодного прироста в 10–15%; по ОМС, возможно, в пределах 20%.
По нашему краю общие показатели в большой степени зависят от экономического состояния промышленных флагманов края — «Норникеля», РУСАЛа и т. д. — и от расходов на страхование, заложенных в их бюджетах.
— Ожидаете ли вы каких-то изменений в структуре спроса на страховые продукты?
— Очевидно, структура платежей изменится в сторону дальнейшего увеличения доли обязательных видов, в первую очередь ОМС и ОСАГО. Скорее всего, не столь значительно, но возрастут и объемы страхования профессиональной ответственности. Видимо, уменьшится доля кэптивного страхования при соответствующем увеличении рыночного сектора. Есть шансы на сохранение достигнутых в 2008 году показателей по страхованию ипотеки и автомобилей.
Увеличатся доля продаж изделий отечественного автопрома и машин, выпускаемых на предприятиях зарубежных автопроизводителей, расположенных на территории РФ, особенно в части кредитных продаж, а также доля машин экономкласса, что повлияет на структуру страховых платежей в автостраховании.
Если финансовое положение предприятий не ухудшится, то в связи с двукратным увеличением объемов данного страхования, относимых на себестоимость, возрастут платежи по ДМС. Благодаря совместным усилиям властей и страхового бизнеса возможно значительное увеличение объемов того же ДМС, страхования жилья, профессиональной и экологической ответственности, интересов сельхозпроизводителей.
— Сегодня многие эксперты говорят о том, что кризис произведет очень серьезную чистку в рядах страховщиков. По некоторым прогнозам, уйти с рынка могут до 2/3 игроков…
— Я не исключаю, что с рынка края уйдут один–два местных страховщика и с десяток иногородних компаний, но взамен появятся филиалы 10–15 компаний из других регионов.
В настоящее время практически все страховщики осуществляют мероприятия по снижению своих издержек, экономии, масштабному отказу от непервоочередных затрат. Особенно это касается компаний, зависимых от банковских или кэптивных каналов продаж; допустивших значительное ухудшение финансового положения при решении задач захвата рынков; входящих в ФПГ или имеющих акционеров со значительными проблемами в сфере погашения кредитов.
Кстати, происходящее сужение платежеспособного спроса на страхование может привести к усилению конкуренции среди страховщиков, снижению тарифов до уровня минимальной рентабельности и даже демпинга. С другой стороны, с учетом этого фактора разрабатываются и будут внедряться программы страхования класса «эконом».
Искренне надеюсь, что тенденцией 2009 года станет дальнейшее улучшение ситуации на дорогах края и постоянное снижение уровня аварийности, что может снять вопрос о пересмотре тарифов по ОСАГО. Верю в то, что возможности страхового бизнеса по минимизации потерь граждан, предприятий, по снижению ущерба экологии, по улучшению финансового положения всех субъектов рынка будут все же востребованы властью.
И тогда нам удастся совместными усилиями запустить поддерживаемые региональными и муниципальными органами управления механизмы страхования жилья, сельхозпосевов, ДМС, страхования экологического, профессионального, ответственности по государственным и муниципальным заказам, а также иные программы, доказавшие свою эффективность в других регионах.