статья

Красноярские консалтеры готовы тянуть бизнес из кризиса

Сфера вляиния

Отношение бизнеса к консультантам неоднозначное: одни доверяют им свои бюджеты, другие — остерегаются. Экс­перты отмечают, что рынок консал­тинга будет развиваться в 2009 году незначительными темпами по сравне­нию с результатами трехлетней давности.

Финансовый коллапс застал врасплох многих бизнесменов. Практически каждый сегмент экономики оказался втянутым в него. В этих условиях на горизонте b2b-услуг замаячили консультанты с новыми предложениями. В ситуации неопределенности управленцы чаще идут за советом к консал­терам и бизнес-тренерам. Однако директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов Денис Зернов убежден: «Сейчас для большинства компаний на рынке направление «антикризисный менеджмент» — не что иное как простая смена обертки. Начинка остается прежней».

Искусство консультировать

Отправная точка развития консалтинга в России — начало 90-х годов. В Красноярске первая компания, специализирующаяся на консультировании бизнеса, появилась примерно в то же время.

По мнению генерального директора КИЦ «Бизнес-Практикум» Светланы Кельп, четкого определения «консалтинговой компании» нет: «В целом, таковой может именоваться любая организация, основной доход которой составляют консультации по каким-либо вопросам». Поэтому консал­тинговыми часто называют себя и кадровые агентства, и юридические бюро, и аудиторские фирмы.

Местный рынок консалтинговых услуг, по словам экспертов, состоит из нескольких сегментов: управленческий, кадровый, в сфере маркетинга и PR, юридический, финансовый и IT-консалтинг. Согласно результатам маркетингового исследования рынка, проведенного компанией «Бэст Бизнес Консалтинг+», всего в городе действует около 375 компаний, которые можно назвать консалтинговыми. В это число входят как организации, для которых консалтинг — профильное направление, так и фирмы, которым он приносит «побочный» доход. Самая большая «плотность» в юридическом сегменте — около 110 организаций.

Ефим Чеботарев Ефим Чеботарев: «Мы провели реструктуризацию своих программ, сделали основной акцент на нетиповых тренингах. Упор делается на построение стратегии в ситуации кризиса».

Примерно 10% игроков — федеральные фирмы. Они работают над многими крупными проектами, забирая тем самым значи­тельную долю местного рынка. При этом эксперты «СВ» подсчитали, что фирм, специализирующихся на консультировании бизнеса, в Красноярске примерно 50-60. Также на рынок оказывают влияние специалисты-одиночки, в том числе приез­жие бизнес-тренеры.

Рентабельность на этом рынке зависит от конкретного направления деятельности и варьируется от 10% до 50%. Генеральный директор «ТренингХолла» Ефим Чеботарев поясняет: «Бывают крупные проекты с высокой степенью маржинальности, а быва­ют небольшие демонстрационные проекты с заниженной рентабельностью. Компании работают и с теми и с другими для того, чтобы доказывать свою значительность».

Генеральный директор консалтингового агентства «DA partners» Денис Чурилов подсчитывает, что годовой объем всех услуг консалтинга в городе в 2008 году составит приблизительно 500 млн руб. В лучшем случае. «Все будет зависеть от экономической обстановки. Есть случаи заморозки каких-то проектов. За последнее время консалтинг еще не закрепился настолько, чтобы люди могли ему полностью доверять», — констатирует г-н Чурилов.

Конкуренция

Консалтинговый бизнес в Красноярске представлен шестью основными сегментами.

В управленческом и кадровом консалтинге работают около 35 организаций, в сфере маркетинга и PR – 55 компаний, в IT-консалтинге – 60 организаций, в финансовом секторе – 80 фирм, юридическими консультациями занимаются примерно 110 компаний.

Ведущие игроки: в направлении управленческого консалтинга — «Финансовые технологии», «ТренингХолл», «Партнер Бизнес Консалтинг»; в сфере маркетинга и PR – «DA Partners»; в области юридического консультирования — «Аргумент», «Гарант-Красноярск», «Илан», «ЮСБ-консалтинг», «Актив плюс»; в сфере IT-консультирования — «АйТи»; в кадровом консалтинге — «Ориан-персонал», «Консультационный «СИТИ-центр», «Анкор», «Kelly Services».

Годовой объем всех консалтинговых услуг в городе в денежном выражении – около 500 млн руб. в год.

Рентабельность бизнеса варьируется от 10% до 50% (зависит от направления консалтинга).

Как делятся консалтеры;
cтруктура красноярского рынка консалтинга (с учетом фирм, для которых консультационные услуги – дополнительное направление)

Сегмент Количество игроков

управленческий консалтинг

35 организаций

кадровый консалтинг

35 организаций

консалтинг в сфере маркетинга и PR

55 организаций

IT-консалтинг

60 организаций

финансовый консалтинг

80 организаций

юридический консалтинг

110 организаций

Источник: «Бэст Бизнес Консалтинг+»

Медленно, но верно

Красноярский рынок, по словам экспертов, наиболее активно развивался в 2006 году: рос спрос на услуги консалтеров, а вместе с ним и бюджеты, выделяемые на такие услуги. А 2007-2008 годы, по мнению генерального директора «Бэст Бизнес Консалтинг+» Руслана Жамилова, можно назвать стабилизационными: новых заметных игроков не появилось, но весьма активно работали уже существующие. «Рост числа консалтинговых компаний составил примерно 5-10% в 2007 году и может остаться на том же уровне в 2008 г. Это может быть показателем определенного насыщения рынка», — отмечает г-н Жамилов.

В управленческом консалтинге сегодня заметно увеличение спроса на услуги по менеджменту качества, стандартизации и оптимизации бизнес-процессов. Ефим Чеботарев сообщил, что год назад были более востребованы программы построения систем мотивации — рынок труда начал было диктовать новые условия.

Ольга Орлова Ольга Орлова: «Бум развития кадрового консалтинга пришелся на 2000-02 годы, когда было отменено лицензирование этого вида деятельности».

Сегодня мотивация отложена до лучших времен. Зато появился акцент на стратеги­ческом управлении: нужно менять страте­гию, адаптировать ее к изменившемуся рынку. Заинтересовались бизнесмены и ценностным управлением, при котором идеология используется как важный инструмент менеджмента.

В кадровом консалтинге сейчас характерен спрос на услуги по формированию и развитию кадрового резерва при небольшой популярности услуг, связанных с оценкой персонала. Генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-персонал» Ольга Орлова: «В 2008 году у нас наиболее востребованы были обзоры заработных плат по отраслям. Повышенное внимание уделялось аутплейсменту и аутстаффингу».

В сфере маркетинга и PR сейчас наиболее востребованы услуги по постановке сис­темы клиентоориентированного обслу­живания. Юридический консалтинг чаще всего помогает в вопросах, связанных с землей и недвижимостью. А в финансовом консультировании эксперты отмечают рост спроса на бюджетирование и финансовое планирование.

Ефим Чеботарев полагает, что красноярские бизнесмены уже понимают необходимость квалифицированного сопровождения для развития и просто выживания своего предприятия: «Местный бизнес сегодня готов платить за качественные консалтинговые услуги адекватные им суммы. Предпри­ниматели осознают, что риски сейчас высоки и вопрос стоит даже не в том, платить или не платить консалтерам, но в том, существовать или нет».

Меняя обертку

Денис Зернов Денис Зернов: «Те консалтинговые компании, которые в ближайшие три месяца смогут убедить клиентов в значимости их услуги, смогут получить основу для роста. Остальные потеряют свои позиции на рынке».

Кризис сместил спрос бизнесменов на невостребованные прежде консультации по «антикризисному менеджменту». «Сейчас, например, продажи автомобилей в городе сократились на 30-50%, продажи алкоголя, строительных материалов заметно упали. Очевидно, что компаниям, которые чувству­ют эти изменения спроса, нужно что-то предпринять. И рынок консультационных услуг на это моментально отреагировал. При этом я уверен, что для большинства предприятий направление «антикризисный менеджмент» есть не что иное как смена обертки, смена «вывески». Людей, которые владеют методикой управления в кризисных ситуациях, немного», — уверяет Денис Зернов.

Светлана Кельп доносит ту же мысль в куда более саркастичной «упаковке»: «Откуда даже самый заслуженный тренер может знать, как вести себя в условиях кризиса, когда он этого самого кризиса в глаза не видел? Ведущие специалисты по макро­экономике не берутся судить с высоким уровнем ответственности о том, как реально сложится ситуация, а какой-то «дядя Вася» из Москвы уже все знает. Еще смешнее читать заголовки типа «Бюджетирование в условиях кризиса», «Оптимизация системы налогообложения в условиях кризиса», «Работа отдела продаж во время кризиса». Можно подумать, что эти процессы чем-то существенно отличаются в условиях кризиса и вне его».

Бизнес сейчас стремится оптимизировать расходы на персонал. Штаты сокращаются, функции перераспределяются, рынок труда кренится в сторону работодателя. «У многих организаций сформировалась сегодня ложная уверенность в том, что в таких условиях подбор персонала будет легким и безболезненным, поскольку наблюдается высвобождение персонала в отдельных отраслях. На самом деле именно в кризисной ситуации очень сложно найти профессиональных специалистов. Материальная мотивация резко снижается в это время, «переманить на зарплату» уже сложно, а мобильность персонала уменьшается. И даже при значительных масштабах увольнений на рынок в первую очередь уходит менее профессиональный и квалифицированный персонал», — коммен­тирует Ольга Орлова.

Руслан Жамилов Руслан Жамилов: «В свете надвигающегося системного кризиса вряд ли можно говорить о том, что будет количественное развитие рынка, связанное с увеличением числа игроков».

Эксперты сошлись во мнении, что количество консалтинговых фирм в буду­щем году уменьшится. Светлана Кельп: «В условиях кризиса рынок развиваться, точно, не будет. Часть фирм, наиболее сла­бых, уйдет с рынка. Ситуация в оставшихся компаниях будет зависеть от финансового положения постоянных клиентов и их по­требностей. Консалтинг — это ведь не основной бизнес, а бизнес-спутник».

Руслан Жамилов: «Скорее всего, в 2009 году следует ожидать слияния и поглощения компаний, расширения пакета услуг консалтеров и т.д.». Эксперт про­гнозирует увеличение спроса на такие услуги, как оценка бизнеса, ликвидация, реорганизация и реструктуризация бизнеса, оптимизация работы персонала, сокращение издержек, а также новые нестандартные ходы по продвижению товаров и услуг на рынке. Г-н Жамилов полагает, что бюджеты в абсолютном выражении будут сокра­щаться, но при этом потребность в консал­тинге как таковая будет расти.

К оптимизму местных консалтеров подталкивает то, что в ситуации неопре­деленности и нестабильности особенно важны взвешенная и независимая оценка ситуации, использование бизнес-технологий, повышающих эффек­тивность и защищенность бизнеса.

Резюме

Сейчас в городе, по оценке компании «Бэст Бизнес Консалтинг+», работает около 375 консалтинговых организаций, нацеленных на бизнес. Среди них 10% — федеральные компании, которые получают немалую часть крупных проектов.

Красноярский рынок консалтинга в 2008 году шел по двум путям — либо расширяя линейку продуктов, либо акцентируясь на одном направлении. Кризис сместил спрос бизнесменов на невостребованные прежде консуль­тации по «антикризисному менеджменту». Консалтеры отреагировали моментально. В следующем году число игроков сократится, будут происходить слияния и поглощения. В абсолютном выражении рынок скорее уменьшится — экономических предпосылок для роста нет. Но психо­логические факторы могут вызвать повышение интереса бизнеса к консалтингу как таковому.

Автор: Юлия Заболоцкая
Журнал «Сфера влияния»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Историю края красноярцам покажут глазами художников В Красноярске накануне открылась примечательная выставка, посвященная 90-летнему юбилею края, – «Красноярское время». Лучшие работы местных…

Туристов не пугают цены круизов по Енисею Недавно компания, организующая круизы по Енисею, рассказала об итогах прошедшей навигации. Оказалось, что в дорогостоящих речных поездках побывали…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).