Отношение бизнеса к консультантам неоднозначное: одни доверяют им свои бюджеты, другие — остерегаются. Эксперты отмечают, что рынок консалтинга будет развиваться в 2009 году незначительными темпами по сравнению с результатами трехлетней давности.
Финансовый коллапс застал врасплох многих бизнесменов. Практически каждый сегмент экономики оказался втянутым в него. В этих условиях на горизонте b2b-услуг замаячили консультанты с новыми предложениями. В ситуации неопределенности управленцы чаще идут за советом к консалтерам и бизнес-тренерам. Однако директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов Денис Зернов убежден: «Сейчас для большинства компаний на рынке направление «антикризисный менеджмент» — не что иное как простая смена обертки. Начинка остается прежней».
Искусство консультировать
Отправная точка развития консалтинга в России — начало 90-х годов. В Красноярске первая компания, специализирующаяся на консультировании бизнеса, появилась примерно в то же время.
По мнению генерального директора КИЦ «Бизнес-Практикум» Светланы Кельп, четкого определения «консалтинговой компании» нет: «В целом, таковой может именоваться любая организация, основной доход которой составляют консультации по каким-либо вопросам». Поэтому консалтинговыми часто называют себя и кадровые агентства, и юридические бюро, и аудиторские фирмы.
Местный рынок консалтинговых услуг, по словам экспертов, состоит из нескольких сегментов: управленческий, кадровый, в сфере маркетинга и PR, юридический, финансовый и IT-консалтинг. Согласно результатам маркетингового исследования рынка, проведенного компанией «Бэст Бизнес Консалтинг+», всего в городе действует около 375 компаний, которые можно назвать консалтинговыми. В это число входят как организации, для которых консалтинг — профильное направление, так и фирмы, которым он приносит «побочный» доход. Самая большая «плотность» в юридическом сегменте — около 110 организаций.
Ефим Чеботарев: «Мы провели реструктуризацию своих программ, сделали основной акцент на нетиповых тренингах. Упор делается на построение стратегии в ситуации кризиса».
Примерно 10% игроков — федеральные фирмы. Они работают над многими крупными проектами, забирая тем самым значительную долю местного рынка. При этом эксперты «СВ» подсчитали, что фирм, специализирующихся на консультировании бизнеса, в Красноярске примерно 50-60. Также на рынок оказывают влияние специалисты-одиночки, в том числе приезжие бизнес-тренеры.
Рентабельность на этом рынке зависит от конкретного направления деятельности и варьируется от 10% до 50%. Генеральный директор «ТренингХолла» Ефим Чеботарев поясняет: «Бывают крупные проекты с высокой степенью маржинальности, а бывают небольшие демонстрационные проекты с заниженной рентабельностью. Компании работают и с теми и с другими для того, чтобы доказывать свою значительность».
Генеральный директор консалтингового агентства «DA partners» Денис Чурилов подсчитывает, что годовой объем всех услуг консалтинга в городе в 2008 году составит приблизительно 500 млн руб. В лучшем случае. «Все будет зависеть от экономической обстановки. Есть случаи заморозки каких-то проектов. За последнее время консалтинг еще не закрепился настолько, чтобы люди могли ему полностью доверять», — констатирует г-н Чурилов.
Конкуренция
Консалтинговый бизнес в Красноярске представлен шестью основными сегментами.
В управленческом и кадровом консалтинге работают около 35 организаций, в сфере маркетинга и PR – 55 компаний, в IT-консалтинге – 60 организаций, в финансовом секторе – 80 фирм, юридическими консультациями занимаются примерно 110 компаний.
Ведущие игроки: в направлении управленческого консалтинга — «Финансовые технологии», «ТренингХолл», «Партнер Бизнес Консалтинг»; в сфере маркетинга и PR – «DA Partners»; в области юридического консультирования — «Аргумент», «Гарант-Красноярск», «Илан», «ЮСБ-консалтинг», «Актив плюс»; в сфере IT-консультирования — «АйТи»; в кадровом консалтинге — «Ориан-персонал», «Консультационный «СИТИ-центр», «Анкор», «Kelly Services».
Годовой объем всех консалтинговых услуг в городе в денежном выражении – около 500 млн руб. в год.
Рентабельность бизнеса варьируется от 10% до 50% (зависит от направления консалтинга).
Как делятся консалтеры;
cтруктура красноярского рынка консалтинга (с учетом фирм, для которых консультационные услуги – дополнительное направление)
Сегмент | Количество игроков |
управленческий консалтинг
|
35 организаций
|
кадровый консалтинг
|
35 организаций
|
консалтинг в сфере маркетинга и PR
|
55 организаций
|
IT-консалтинг
|
60 организаций
|
финансовый консалтинг
|
80 организаций
|
юридический консалтинг
|
110 организаций
|
Источник: «Бэст Бизнес Консалтинг+» |
Медленно, но верно
Красноярский рынок, по словам экспертов, наиболее активно развивался в 2006 году: рос спрос на услуги консалтеров, а вместе с ним и бюджеты, выделяемые на такие услуги. А 2007-2008 годы, по мнению генерального директора «Бэст Бизнес Консалтинг+» Руслана Жамилова, можно назвать стабилизационными: новых заметных игроков не появилось, но весьма активно работали уже существующие. «Рост числа консалтинговых компаний составил примерно 5-10% в 2007 году и может остаться на том же уровне в 2008 г. Это может быть показателем определенного насыщения рынка», — отмечает г-н Жамилов.
В управленческом консалтинге сегодня заметно увеличение спроса на услуги по менеджменту качества, стандартизации и оптимизации бизнес-процессов. Ефим Чеботарев сообщил, что год назад были более востребованы программы построения систем мотивации — рынок труда начал было диктовать новые условия.
Ольга Орлова: «Бум развития кадрового консалтинга пришелся на 2000-02 годы, когда было отменено лицензирование этого вида деятельности».
Сегодня мотивация отложена до лучших времен. Зато появился акцент на стратегическом управлении: нужно менять стратегию, адаптировать ее к изменившемуся рынку. Заинтересовались бизнесмены и ценностным управлением, при котором идеология используется как важный инструмент менеджмента.
В кадровом консалтинге сейчас характерен спрос на услуги по формированию и развитию кадрового резерва при небольшой популярности услуг, связанных с оценкой персонала. Генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-персонал» Ольга Орлова: «В 2008 году у нас наиболее востребованы были обзоры заработных плат по отраслям. Повышенное внимание уделялось аутплейсменту и аутстаффингу».
В сфере маркетинга и PR сейчас наиболее востребованы услуги по постановке системы клиентоориентированного обслуживания. Юридический консалтинг чаще всего помогает в вопросах, связанных с землей и недвижимостью. А в финансовом консультировании эксперты отмечают рост спроса на бюджетирование и финансовое планирование.
Ефим Чеботарев полагает, что красноярские бизнесмены уже понимают необходимость квалифицированного сопровождения для развития и просто выживания своего предприятия: «Местный бизнес сегодня готов платить за качественные консалтинговые услуги адекватные им суммы. Предприниматели осознают, что риски сейчас высоки и вопрос стоит даже не в том, платить или не платить консалтерам, но в том, существовать или нет».
Меняя обертку
Денис Зернов: «Те консалтинговые компании, которые в ближайшие три месяца смогут убедить клиентов в значимости их услуги, смогут получить основу для роста. Остальные потеряют свои позиции на рынке».
Кризис сместил спрос бизнесменов на невостребованные прежде консультации по «антикризисному менеджменту». «Сейчас, например, продажи автомобилей в городе сократились на 30-50%, продажи алкоголя, строительных материалов заметно упали. Очевидно, что компаниям, которые чувствуют эти изменения спроса, нужно что-то предпринять. И рынок консультационных услуг на это моментально отреагировал. При этом я уверен, что для большинства предприятий направление «антикризисный менеджмент» есть не что иное как смена обертки, смена «вывески». Людей, которые владеют методикой управления в кризисных ситуациях, немного», — уверяет Денис Зернов.
Светлана Кельп доносит ту же мысль в куда более саркастичной «упаковке»: «Откуда даже самый заслуженный тренер может знать, как вести себя в условиях кризиса, когда он этого самого кризиса в глаза не видел? Ведущие специалисты по макроэкономике не берутся судить с высоким уровнем ответственности о том, как реально сложится ситуация, а какой-то «дядя Вася» из Москвы уже все знает. Еще смешнее читать заголовки типа «Бюджетирование в условиях кризиса», «Оптимизация системы налогообложения в условиях кризиса», «Работа отдела продаж во время кризиса». Можно подумать, что эти процессы чем-то существенно отличаются в условиях кризиса и вне его».
Бизнес сейчас стремится оптимизировать расходы на персонал. Штаты сокращаются, функции перераспределяются, рынок труда кренится в сторону работодателя. «У многих организаций сформировалась сегодня ложная уверенность в том, что в таких условиях подбор персонала будет легким и безболезненным, поскольку наблюдается высвобождение персонала в отдельных отраслях. На самом деле именно в кризисной ситуации очень сложно найти профессиональных специалистов. Материальная мотивация резко снижается в это время, «переманить на зарплату» уже сложно, а мобильность персонала уменьшается. И даже при значительных масштабах увольнений на рынок в первую очередь уходит менее профессиональный и квалифицированный персонал», — комментирует Ольга Орлова.
Руслан Жамилов: «В свете надвигающегося системного кризиса вряд ли можно говорить о том, что будет количественное развитие рынка, связанное с увеличением числа игроков».
Эксперты сошлись во мнении, что количество консалтинговых фирм в будущем году уменьшится. Светлана Кельп: «В условиях кризиса рынок развиваться, точно, не будет. Часть фирм, наиболее слабых, уйдет с рынка. Ситуация в оставшихся компаниях будет зависеть от финансового положения постоянных клиентов и их потребностей. Консалтинг — это ведь не основной бизнес, а бизнес-спутник».
Руслан Жамилов: «Скорее всего, в 2009 году следует ожидать слияния и поглощения компаний, расширения пакета услуг консалтеров и т.д.». Эксперт прогнозирует увеличение спроса на такие услуги, как оценка бизнеса, ликвидация, реорганизация и реструктуризация бизнеса, оптимизация работы персонала, сокращение издержек, а также новые нестандартные ходы по продвижению товаров и услуг на рынке. Г-н Жамилов полагает, что бюджеты в абсолютном выражении будут сокращаться, но при этом потребность в консалтинге как таковая будет расти.
К оптимизму местных консалтеров подталкивает то, что в ситуации неопределенности и нестабильности особенно важны взвешенная и независимая оценка ситуации, использование бизнес-технологий, повышающих эффективность и защищенность бизнеса.
Резюме
Сейчас в городе, по оценке компании «Бэст Бизнес Консалтинг+», работает около 375 консалтинговых организаций, нацеленных на бизнес. Среди них 10% — федеральные компании, которые получают немалую часть крупных проектов.
Красноярский рынок консалтинга в 2008 году шел по двум путям — либо расширяя линейку продуктов, либо акцентируясь на одном направлении. Кризис сместил спрос бизнесменов на невостребованные прежде консультации по «антикризисному менеджменту». Консалтеры отреагировали моментально. В следующем году число игроков сократится, будут происходить слияния и поглощения. В абсолютном выражении рынок скорее уменьшится — экономических предпосылок для роста нет. Но психологические факторы могут вызвать повышение интереса бизнеса к консалтингу как таковому.