статья

Обзор: Частные медицинские клиники

Журнал «Деловой Квартал» Красноярск

Два последних года местный рынок частных медицинских услуг демонстр­ирует бурный рост: увеличилось число клиник, в бизнес пошли непрофильные инвесторы. Кроме того, примерно в полтора-два раза выросло количество красноярцев, пользующихся услугами частников. Многие эксперты уверены, что в том же темпе рынок будет набирать обороты и дальше, невзирая на нестабильную экономическую ситуацию. Здоровье, по их мнению, не та статья расходов, на которой люди будут экономить.

«Разные анатомические штучки»

Сколько красноярцев выбирают частные медицинские клиники?
Зачем «частники» возрождают институт семейных врачей?
Почему не все доктора боятся кризиса?

Эксперты:

Елена Анциферова
главный врач клиники восстановительной терапии «Бионика»

Олег Гетто
генеральный директор центра коррекции зрения «Окулюс»

Мария Катаева
директор семейной клиники «Арника»

Елена Куршакова
директор клиники «Добрый доктор»

Талех Махмудов
генеральный директор клиники восстановительной терапии «Бионика»

Евгения Ратахина
руководитель отдела по работе с клиентами «Лабораторная диагностика ИНВИТРО»

Александр Стуликов
директор центра комплексного медицинского обслуживания «Семейный доктор»

Маргарита Юрченко
маркетолог клиники «Добрый доктор»

Частная медицина в Красноярске зародилась около 15 лет назад как альтернатива медицине государственной. Директор центра комплексного медицинского обслуживания «Семейный доктор» Александр Стуликов вспоминает, что «частники» стали предлагать свои услуги в тех направлениях, в которых государственные клиники «провисали». В этот бизнес пошли практикующие врачи. Многие из них получали экономическое образование, брали кредиты и открывали свое дело.

Все начиналось с гинекологических, офтальмологических и лор-кабинетов. «Со временем прием стали вести уже не в одном, а в трех-четырех кабинетах параллельно. Наиболее успешные врачи открывали полноценные клиники», — говорит директор клиники «Добрый доктор» (входит в SM.Group) Елена Куршакова.

Талех Махмудов Талех Махмудов
генеральный директор клиники восстановительной терапии «Бионика»

Однако в отдельный рынок частная меди­цина выделилась только в последние 2-3 года. Именно в это время открылось много новых клиник. Число направлений, по кото­рым стали работать «частники», увели­чилось с 3-4 до нескольких десятков, вклю­чая серьезную диагностику и проведение операций. В бизнес пришли непрофильные инвесторы и солидные инвестиции. По оцен­кам экспертов, опрошенных «ДК», за прош­лый год в рынок частных медицинских услуг в Красноярске было вложено до 120 млн руб.

Генеральный директор клиники восстанови­тельной терапии «Бионика» Талех Махму­дов считает, что в ближайшее время стоит ожидать еще большего роста рынка: по его мнению, несмотря на глобальные экономи­ческие проблемы, возрастут и поток пациентов, и число самих клиник. Оптимис­тична в прогнозах и Елена Куршакова: «На данный момент кризис никак не отразился на развитии частной медицины в Красноярске. Да и каких-то предпосылок к тому, что негативные по-следствия будут, я не вижу. Наоборот, у вечно занятых бизнесменов появилось время на здоровье».

Клиники тяготеют к «центру»

Больше всего частных клиник в Советском и Центральных районах

Сегодня на рынке частной медицины в Красноярске, по разным оценкам, работают порядка 70-100 клиник. Среди лидеров игроки называют клинику восстановительной терапии «Бионика», Институт поликлини­ческой медицины «Альтермед», кли­нику «Добрый доктор», Центр кор­рекции зрения «Окулюс», семейную клинику «Арника», Центр репро­дуктивной медицины, Центр ком­плексного медицинского обслу­живания «Семейный доктор».

По данным исследования лабора­тории ИНВИТРО, большая часть клиник, примерно около 85%, сосре­доточена на левом берегу Красно­ярска. Районы-лидеры по количеству клиник — Центральный, Советский и Октябрьский. Типичная красноярская клиника расположена на площади 300-400 кв. м. В ней работают порядка 10-20 врачей. За год в такой клинике может побывать до 5 тысяч пациентов.

Все клиники эксперты разделили на многопрофильные и узкоспециали­зированные. Широкий спектр услуг оказывают около 20% представленных в городе клиник. Все остальные — узкоспециализированные. «Сегодня в узкоспециализированном сегменте можно выделить около 8 основных направлений. Безусловное лидерство за гинекологией и офтальмологией», — отмечает Елена Куршакова. Большой популярностью у красноярцев пользуется нетрадиционная медицина. По количеству клиник, специализирующихся на этом направлении, нетрадиционная медицина в лидирующей тройке.

Открыть узкоспециализированную клинику в двадцать раз дешевле, чем универсальную

Красноярцы — сторонники нетрадиционных методов лечения

Александр Стуликов связывает численный перевес узкоспециали­зированных клиник на рынке с тем, что запустить такую клинику проще и дешевле.

По оценкам экспертов, сумма инвес­тиций в запуск многопрофильной клиники колеблется от 10 до 25 млн руб., узкоспециализированной — от 1 млн руб., без учета стоимости помещения.

Кроме того, процедура лицен­зирования многопрофильных клиник гораздо сложнее, чем узкоспециали­зированных. Евгения Ратахина, ру­ководитель отдела по работе с клиентами «Лабораторная диагнос­тика ИНВИТРО»: «При лицензи­ровании медицинской деятельности оформление документов осущест­вляется на каждый вид услуг. Лицензионным комитетом, Роспо­требнадзором для каждого вида такой деятельности предъявляются свои нормы и требования, которые необходимо соблюдать, а также отражать в документах.

Понятно, что лицензирование одной и, скажем, 15 услуг — это существенная разница». В одной из красноярских клиник «ДК» рассказали: «Почти полгода, если не больше, у нас ушло на лицензирование 24 услуг. Все это время мы фактически не работали, но при этом платили за аренду помещения. Платили заработную плату персоналу, так как по нормам на момент лицензирования клиника должна не только располагать площадями и оборудованием, но и укомплектованным штатом сотрудников. Фактически мы несли убытки».

Соответственно, окупается узкоспециализированная клиника гораздо быс­трее. По оценке Талеха Махмудова, вложения в многопрофильную клинику вернутся только за 7-10 лет, в узкоспециализированную — за 2-3 года.

Участники рынка отметили, что значительную долю выручки клиники инвестируют в закупку нового оборудования и повышение квалификации персонала. Директор семейной клиники «Арника» Мария Катаева говорит, что стоимость хорошего диагностического оборудования начинается от 1 млн рублей. При этом полную замену оборудования необходимо проводить примерно один раз в 5 лет. По ее словам, без этих инвестиций не обойтись, иначе частная медицина не сможет конкурировать с государственной.

Оценить емкость рынка никто из его участников не решился. Однако «ДК» удалось узнать такой показатель — годовой оборот крупной клиники достигает 20 млн руб.

Каждый десятый красноярец обращался к «частникам»

Участники рынка говорят, что количество клиентов у частных клиник растет очень быстро. За последние два года их число, по разным оценкам, выросло в полтора-два раза. Главный врач клиники восстановительной терапии «Бионика» Елена Анциферова отметила, что если раньше в ее клинику шли в основном пациенты с высоким доходом или выше среднего, то сейчас большая часть клиентов — примерно 60-70% — это средний класс. Руководители клиник разделили своих посетителей на постоянных и тех, кто обращается за разовой услугой. Из общего потока доля постоянных клиентов составляет примерно 30-40%.

Однако массовым спрос на услуги частных медклиник назвать пока трудно. Так, в среднем одно посещение врача обходится пациенту в 500-600 руб. Стоимость лечения с учетом анализов, диагностик, медикаментов начинается минимум с 5 тыс. руб. Максимальная же сумма может исчисляться сотнями тысяч рублей.

Эксперты рассказывают, что нередки случаи, когда родители приводят детей на прием в частную клинику, при этом сами продолжают посещать муниципальные медицинские заведения. По оценке Марии Катаевой, максимум 10% населения прибегает к услугам ЧМ, оставшаяся часть по-прежнему посещает только государственные клиники. Олег Гетто, генеральный директор центра коррекции зрения «Окулюс», утверждает, что соотношение 10% на 90% непостоянно: «Рынок все время в динамике. Чем хуже работают госклиники в тех или иных направлениях, тем больше пациентов в этих направлениях у частных медицинских учреждений и наоборот».

Рост количества ДМС-пациентов под вопросом

Аналитики отметили, что в последнее время рост рынку обеспечивали не только частные клиенты, но и корпоративные. Руководители предприятий крупного и среднего бизнеса стали обращаться к добровольному медицинскому страхованию.

Маргарита Юрченко, маркетолог клиники «Добрый доктор»: «Многие крупные компании наряду с абонементами в фитнес-залы или бассейны в качестве бонусов предлагают своим сотрудникам полюсы ДМС. Думаю, через пару лет, устраиваясь на работу, люди в обязательном порядке будут интересоваться, есть ли добровольное медстрахование на предприятии».

Елена Катаева добавляет: «Руководители крупных компаний стали понимать, что вкладывать в работника деньги надо, пока он здоров. Это возвращается высокой производительностью труда».

Елена Куршакова Елена Куршакова
директор клиники «Добрый доктор»

Эксперты говорят, что плюсы добровольной страховки для компаний очевидны. Во-первых, предприятие получает 3%-ную на­логовую льготу. Во-вторых, ДМС повышает лояльность сотрудника к компании.

«С полюсами ДМС к нам приходят около 30% клиентов», — поделился статистикой Александр Стуликов. Елена Куршакова: «Сейчас на этот сегмент приходится до 40% выручки нашей клиники».

Новых ДМС-клиентов клиникам «постав­ляют» не только страховые компании — они сами занимаются поиском таких клиентов. Например, Мария Катаева сообщила «ДК», что ее клиника самостоятельно выходит на руководителей некоторых крупных пред­приятий и рассказывает им, какие преимущества имеет полюс ДМС. Просветительская работа дает результаты, как говорит г-жа Катаева.

Однако Александр Стуликов скептичен в отношении перспектив этого сегмента: «Сейчас трудно прогнозировать, насколько ДМС будет востре­бовано в условиях кризиса, когда компании оптимизируют расходы, сокращают сотрудников». Схожего мнения придерживаются и в компании «Ингосстрах», там говорят: в условиях кризиса предприятия будут урезать расходы на ДМС в первую очередь.

«Частники» развивают семейное направление

Руководители клиник не скрывают, что в текущей ситуации для них самый стабильный клиент — частный клиент с высоким уровнем доходов. В его голове уже не «сидит» стереотип, что медицина должна быть бесплатной. Именно за такого клиента сегодня развернулась основная конкурентная борьба на рынке. Для него маркетологи разрабатывают специальные услуги. «Например, потребитель с высоким достатком готов платить за вызов врача на дом или в офис. Такая услуга для него это уже не что-то из ряда вон выходящее», — сказала Елена Куршакова.

Как отметили многие участники рынка, сейчас их основные усилия направлены на то, чтобы привлечь не только «дорогого» клиента, но и всю его семью. Именно поэтому так часто частные доктора произносят словосочетание «институт семейных врачей».

«Это направление, безусловно, одно из самых перспективных. Врач закрепляется за семьей и следит за здоровьем всех ее членов», — говорит Елена Анциферова.

Елена Куршакова рассказала, что ее клиника разработала ряд программ, рассчитанных на стимулирование спроса на подобную услугу. Среди них есть и такая, которая рассчитана даже не на детей и супругу состоятельного клиента, а на его родителей. Елена Куршакова: «Программа «Доверенный врач» направлена в том числе на пожилого человека. Доктор проводит регулярный осмотр такого пациента на дому, назначает профилактическое лечение. Он всегда на связи, всегда готов ответить на вопросы и при необходимости выехать по вызову». Клиника начала внедрять эту программу год назад.

Рынок прирастет универсалами. Позже

Игроки прогнозируют, что местный рынок частных медицинских услуг будет расти за счет развития сегмента многопрофильных клиник. «Пациенту нужно лечение в комплексе. Такую возможность предоставляют ему только многопрофильные клиники», — говорит Мария Катаева.

Увеличение в «многопрофильном» сегменте будет происходить как за счет открытия новых клиник, так и за счет расширения узкоспециализированных. Талех Махмудов рассказал «ДК», что уже в будущем году на базе «Бионики» (сейчас клиника работает в основном в сфере гинекологии) он планирует открыть семейную клинику площадью 2 тыс. кв. м. «Рядом с «Бионикой» мы будем возводить новое 9-этажное здание. Как раз сейчас получаем разрешение на строительство. Это будет современная клиника для детей и родителей», — сказал г-н Махмудов.

Александр Стуликов Александр Стуликов
директор центра комплексного медицинского обслуживания «Семейный доктор»

Еще одно направления для роста рынка — развитие высокотехнологичной медицины. Александр Стуликов: «Уверен, перспек­тивно развивать услуги, связанные с высокими технологиями: проведение опера­ций, томография, рентгенография. Во всех этих отраслях муниципальное здраво­охранение испытывает проблемы». Как быстро суждено реализоваться этим планам, эксперты во мнениях расходятся. Кто-то уверен, что планы краткосрочные, кто-то считает, что кризис отодвинет их на неопределенное время. «К нам люди идут не на кредитные деньги. Кроме того, в условиях кризиса и стресса могут обостриться те или иные хронические заболевания. Так что мы ожидаем даже увеличения пациентов», — говорит Мария Катаева.

Однако и скептики не голословны. Напри­мер, один из крупнейших российских стра­ховщиков — компания «Ингосстрах» — совсем недавно в связи с кризисом отказался от своих планов по строительству медицинской клиники в Красноярске.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).