В Красноярском крае вновь начался рост оптовых цен на бензин – при том, что на мировых рынках цена нефти относительно стабилизировалась на минимальных отметках. Участники рынка полагают, что процесс повышения стоимости топлива на оптовом рынке вскоре может снова вылиться в его подорожание в розничном сегменте.
На российском топливном рынке наблюдается устойчивая тенденция – независимо от колебаний цены на нефть стоимость бензина в стране идет строго вверх. Менее чем за
2 года черное золото подешевело более чем в 3 раза. Однако автомобилисты кратной экономией расходов на топливо похвастать не могут – напротив, расходы эти растут, и Красноярский край здесь – не исключение.
На мировом рынке бензин дешевеет, в России – растет в цене
Напомним, 2015 г. начался для автомобилистов оптимистично – со снижения цен на топливо. Литр самой ходовой марки, Аи-92, в январе – феврале подешевел с 32,4 до 31, а потом и до 30,5 руб.
Однако в мае оптовые цены на топливо разом скакнули вверх на 20% и продолжили расти. ВИНКи, которые фактически являются монополистами в этом звене, несколько раз пересматривали отпускную стоимость бензина в сторону повышения (впрочем, в летний период это происходит ежегодно).
Предупреждения участников рынка о том, что маржинальность автозаправочного бизнеса стремится к нулю и они просто вынуждены будут повышать цены, действия не возымели.
С середины июня цена бензина начала расти в рознице.
К осени стоимость 92-го бензина с 30,5 руб. за литр поднялась до 34,5 руб., а цена 98-го перевалила отметку в 40 руб. В ноябре резко – на несколько рублей – подскочила стоимость дизтоплива.
Наконец, в декабре – январе произошел небольшой откат цен – до 33,2 руб. за 1 литр АИ-92. По словам экспертов, обусловлен он был снижением оптовой стоимости.
Однако по итогам 2015 г. можно констатировать, что
стоимость бензина за 12 месяцев выросла. Нефть за этот же период подешевела вдвое.
В правительстве Красноярского края поясняют, что винить в этом следует налоговую политику федерации. В начале ноября прошлого года министр промышленности, энергетики и торговли края Анатолий Цыкалов рассказывал депутатам Заксобрания, что в цене на топливо стоимость нефти составляет лишь 7%, поэтому ее влияние на ценники АЗС стремится к нулю.
«На этапе добычи нефти налог составляет 45% от стоимости нефти, 50% – затраты на добычу и транспортировку. При переработке нефти 25% составляет акциз, 45% сама нефть, а 25% – затраты на производство. Поэтому в самой стоимости литра бензина преобладают налоги и акцизы – их доля превышает 65%.
В частности, если сейчас АИ-92 стоит 34,5 руб., то на акцизы и налоги приходится 22,5 руб., а на саму нефть в литре бензина, которая по стоимости составляет только 7%, – лишь 2,4 руб.», – рассказывал тогда Цыкалов.
Сейчас автозаправщики снова бьют тревогу: оптовые цены на топливо опять растут, маржинальность розницы резко падает, и повышение стоимости бензина в розничном сегменте – теперь лишь вопрос времени. И, скорее всего, ближайшего времени.
Так, стоимость 1 тонны АИ-92 на «Газпромнефти» подорожала в феврале на 1,7 тыс. руб., АИ-95 – на 1,5 тыс. руб.
На «Роснефти» оптовые цены в феврале выросли на АИ-92 на 3,1 тыс. рублей за тонну, а АИ-95 – на 2,8 тыс. руб.
И это далеко не предел. Рост оптовых цен прогнозируется и федеральным правительством, и ВИНКами.
Власти в очередной раз находят этим процессам многочисленные объяснения, связывая их с ростом отраслевых издержек (себестоимость переработки, транспортировка сырья и продукции и т. д.), инфляционными процессами в экономике, сезонными колебаниями спроса и ростом мировых цен.
Связывается подорожание топлива и с реализацией законопроекта о налоговом маневре в нефтяной отрасли, в ходе которого ставка налога на добычу полезных ископаемых с 2015 г. выросла на 55,4%. С 2016 г. значительно увеличились и акцизы на бензин и дизтопливо – рост их составил от 20 до 44% в зависимости от класса горючего.
При этом участники рынка надеются, что в нынешнем году удастся избежать повторения ситуации прошлого лета, когда ВИНКи, повышая цены в оптовом сегменте, удерживали свою розницу на грани себестоимости. Если это все-таки произойдет,
процесс уничтожения независимой нефтепродуктовой розницы в Красноярске будет вновь перезапущен.
Пример ООО «Магнат-РД» у всех на слуху – сеть АЗС задолжала Сбербанку по кредитам более 1 млрд руб., в настоящее время рассматривается иск о признании ее банкротом.
ВИНКи продолжают выжимать с рынка независимые АЗС
Передел рынка при худшем исходе приведет к монополии ВИНКов в регионе, и тогда все решения будут приниматься только на федеральном уровне. На примере других регионов видно, что это приводит к росту цен без оглядки на местные условия. А цена на топливо априори сказывается на цене товаров и услуг в любых других отраслях.
По информации ДЕЛА.ru, в настоящее время в Красноярское УФАС направлены жалобы по поводу злоупотреблений «Газпромнефти» на региональном рынке нефтепродуктов. Они находятся в стадии рассмотрения.
Мы будем следить за развитием событий.