Очередной Красноярский экономический форум оставил довольно тягостное ощущение – те же люди, что и год, и два, и три назад, произносили с трибун те же красивые и важные слова о будущем России, дорожных картах развития, точках роста, кластерной политике, глобальных вызовах, дифференциации адаптивности институтов, плотности многообразной социальной ткани и прочая, и прочая.
Однако в отличие от прошлых лет, у рядовых жителей страны сейчас есть реальная возможность оценить пользу от таких разговоров – для этого достаточно сравнить экономическую ситуацию в России 2‑3 года назад и сейчас.

13-й КЭФ подошел к концу.
Будет ли 14-й?
Ощущение дежавю на нынешнем КЭФе с подзаголовком «Россия: стратегия 2030», кажется, преследовало всех, кто был здесь больше двух раз. Начать с магистральной темы – несколько лет назад высокие гости форума увлеченно рассуждали о «стратегии-2020», но, кажется, теперь разом об этом забыли или, по крайней мере, сделали вид.
И действительно, как заметил на одном из круглых столов кто-то из экспертов,
в России просто планировать на 15–20 лет вперед, но невероятно трудно – на год или два.
Однако трудными путями организаторы форума, кажется, идти не хотят, тем более что в современной экономической и политической ситуации это почти бессмысленно.
В ходе пленарного заседания форума ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Владимир Мау остроумно заметил, что в рамках «стратегии 2030» участникам мероприятия стоит обсуждать,
как жить в условиях цен на нефть в диапазоне 20–30 долларов за баррель.

Пул гостей форума в последние несколько лет тоже остается почти неизменным
– за исключением топовых московских чиновников, количество которых год от года разнится, сюда приезжают и приходят одни и те же люди – традиционный Аркадий Дворкович, экс-красноярцы Александр Новак, Михаил Котюков и Екатерина Пешкова, городские и краевые чиновники, депутаты и бизнесмены.
Но самое печальное, что и говорят они одни и те же вещи, реальное содержание которых стремится к нулю.
Примечательно, что разговоры о неизвестно где зарытом «человеческом капитале», который необходимо хранить и оберегать, и о том, что важно наполнить регламенты мероприятия «реальным содержанием», без которого они станут «пустым звуком», в этом году набили оскомину уже и самим участникам форума – о чем они и не преминули заявить в ходе итогового пленарного заседания.

«Это было похоже на день сурка – мы все это уже говорили, мы все это уже пробовали. Изобрести какую-то красную ртуть или серебряную пулю нам не удалось», – поделился своими впечатлениями от КЭФа ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.
«Конечно, совсем нового нет, но есть новые вещи, на которые надо обратить внимание», – был менее категоричен в подведении итогов Аркадий Дворкович.
Самым заметным – в том числе и для федеральных СМИ – выступлением форума стал спич президента ОК «РУСАЛ» Олега Дерипаски,
в котором он резко раскритиковал текущую экономическую политику государства.
«Мы можем увидеть цену нефти в 19 долларов и не умереть, мы можем увидеть курс доллара в 100 рублей и тоже не умрем. Нужно двигаться, понимая, что все это будет, и строить новую экономику», – сказал Дерипаска.
Он призвал отказаться от государственного капитализма в пользу децентрализованной модели экономики, основанной на приоритете частной собственности, и заявил, что не верит в импортозамещение. «Это модель девятнадцатого века. Нет, нужно выходить на экспорт. Ресурсов не так много, но они у нас есть», – сказал Дерипаска.
По его мнению, в России необходимо срочно провести судебную, налоговую и бюджетную реформы,
которые обеспечат приток инвестиций, создать эффективный долговой рынок.
Кроме того, Дерипаска предложил
«расселить Москву»
– перенаселенность столицы он рассматривает как нагрузку на экономику.
«Нужно подумать, как эти ресурсы вовлечь назад в экономическую деятельность», – сказал он.
Олег Дерипаска: импортозамещение – позапрошлый век
Фото krasnoforum.ru
«Добыча сырья и его экспорт на сегодняшний день нерентабельны. Нужно понимать, что для Сибири наступили очень тяжелые времена, и выполнение всех этих условий, создание долгового рынка, доступ предприятий Сибири к ресурсам, создание перерабатывающих производств – это приоритет», – заключил Дерипаска.
Впрочем, как заметил Шаронов, и эти предложения не новы – они, по его словам, высказывались еще в 2000 году.
Фото Алены НИКУЛИНОЙ