В красноярском Заксобрании обсудили работу молодежной политики. По мнению части депутатов, молодые красноярцы бегут из региона, а миллионы рублей, которые ежегодно тратятся на работу с ними, ситуацию не спасают.
Поводом для обсуждения проблем стал отчет руководителя агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края Сергея Ладыженко.
Едва не опоздавший на собственное выступление молодой руководитель начал свой доклад с общих цифр. В агентстве работает более 500 человек, средняя зарплата – 12,7 тыс., поэтому и текучка кадров достигает 50% в год.
Расходы ведомства в 2015 г. составили 495 млн руб., из них на работу по направлению молодежной политики потрачено 88 миллионов рублей.
Молодежная политика в крае, по словам Ладыженко, год от года становится все эффективнее: так, если в 2012 г. в краевых мероприятиях участвовал каждый пятый юный житель края, то в этом – каждый третий.

Агентство молодежной политики формирует у подопечных патриотизм с инновациями
«Ключевой показатель успешности молодежной политики – удельный вес молодых граждан, проживающих в крае», – сказал Ладыженко, и после паузы зачем-то добавил: «…и вовлеченных в реализацию социально-экономических проектов».
Из его доклада следовало, что молодежная политика в крае реализуется «по уникальной для страны модели» и включает два основных направления – это «вовлечение молодежи в социальную практику» и патриотическое воспитание. Причем последнее «сегодня самое главное», отметил он.
«Базовые ценности, которые мы формируем у молодых людей, –
это патриотизм, гражданское участие, здоровый образ жизни, ценности семьи, экологии и инноваций», –
поведал Ладыженко.
Депутата Николая Креминского доклад не впечатлил.
«Главный показатель деятельности агентства – это отток населения из села, который все мы видим, – заявил он и взял в руки глянцевый буклет о работе с молодежью, который раздали депутатам. – Я в вашей красивой книжке ни одной сельской профессии не увидел. И, кстати, сколько стоит такой буклет при средней зарплате в 12,7 тыс. у ваших подчиненных?»
Ладыженко пояснил, что удерживать молодых людей там, где они родились, – это не задача агентства. Его поддержал депутат Алексей Клешко, заявивший, что «мы опять в рассуждениях, как ввести крепостное право в России».
«Удерживать людей по месту жительства – это задача местной власти и местных работодателей, которые должны платить достойную зарплату и создавать условия для своих работников.
А когда руководитель просит агентство закрепить людей, чтобы они от него не уезжали, я считаю, что это крепостное право», – заявил Клешко.
Злосчастные буклеты, по словам Ладыженко, обошлись в 30 тыс. руб. и нужны «для обеспечения открытости агентства». «Спорное утверждение», – прокомментировал слова докладчика спикер ЗС Александр Усс.

Депутаты вспомнили комсомольскую юность
Тем временем депутат Анатолий Матюшенко нашел в буклете фактическую ошибку.
«Там у вас говорится о 10-летии студенческих отрядов края, хотя официально первый студенческий отряд сформировался еще в 1966 году – я в нем состоял. Мы маршировали перед памятником Ленину, все были одеты в голубые рубашки со значками. У нас был марш. Я потом его как-нибудь спою», – пообещал Матюшенко.
Депутат Всеволод Севастьянов усомнился в полезности ТИМ «Бирюса».
«Знаете, кого вы готовите там? Эмигрантов. Многие из них живут мыслью о том, как бы получить по гранту возможность обучаться дальше в Англии, Германии или где-то еще. У меня вопрос – как ведется работа с ними, чтобы они потом вернулись обратно в край?»
Ладыженко в ответ признал, что «сегодня систем, технологий выявления этих ребят там и возврата в край у нас нет».
Депутат Михаил Козлов вернул разговор к проблемам молодежи на селе.
«В Красноярске что-то подобное нормальному существованию молодого человека присутствует. Но что мы видим в малых городах и селах? Программ ваших там не знают и агентства не знают. Вы идите в народ, вас нет там!
Опять одни программы, совещания, буклеты», – сетовал Козлов.
Он заключил, что все это приводит к оттоку молодых людей из сел и малых городов, что, в свою очередь, может привести к «страшным последствиям» для краевой столицы.
«Представляете, они в Красноярск все приедут? Это же страшно!
Каждый возьмет по машине – у нас же коллапс тут будет!»
Ряд депутатов выступили и в поддержку политики, реализуемой агентством.
«Могу отметить эффективность тех мероприятий, тех идей, которые реализуются в рамках молодежной политики», – сказал депутат Артем Черных.
При этом он удивился тому, что в ряде территорий края до сих пор не созданы молодежные центры, и призвал глав таких территорий работать над этим вопросом.
Депутат Татьяна Волоткевич посетовала, что ее коллеги «пытаются свесить на Ладыженко всех собак».
«Не надо упрекать агентство в том, что многие на местах не знают о работе молодежных центров. Кто хочет, тот знает — молодежь сейчас активно пользуется интернетом, там вся информация есть. Сергей Николаевич в своем отчете несколько раз указывал те позиции, по которым наш край в сфере молодежной политики входит в десятку лидеров.
Я часто бываю в районах и с удовольствием общаюсь с работниками этих центров, которые делают огромную работу за мизерную зарплату. Это, безусловно, заслуга агентства», – сказала Волоткевич.
Депутат Владислав Зырянов посетовал, что затраты на «молодежные форумы, лектории, круглые столы, печатную продукцию» и прочую агитацию превышают расходы на жилье для молодых семей в сельской местности.
«Нам что важнее – пропаганда или создание реальных условий для жизни молодежи?» – недоумевал Зырянов.

Собрание ополчилось на пропаганду
Спикер Заксобрания Александр Усс подвел итог заседанию:
«Думаю, что у нас есть все основания дать позитивную оценку деятельности агентства и его руководителю.
При этом мы понимаем, что, как бы ни воспитывала наша молодежная структура своих подопечных, но жизнь – все-таки более мощный воспитатель. И чтобы люди не уезжали за пределы нашей родины, необходимо не только произносить лозунги, но создавать для молодых социально-экономические условия.
Только плакатами и конференциями, без поддержки молодежи в части предоставления ей жилья и перспектив работы, мы тему не исчерпаем», – заключил председатель ЗС и завершил обсуждение.
Фото А. Бурмистрова