статья

В Красноярске обсудили перспективы захоронения ядерных отходов

С 9 по 10 ноября в Красноярске на базе Сибирского федерального университета проходила молодежная площадка МАГАТЭ – студенты Красноярска при участии экспертов ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (НО РАО) смоделировали заседание Мирового комитета по мирному применению атомных технологий, посвященное теме «Гражданское и научное сообщество на пути решения проблем ядерного наследия».

Площадка МАГАТЭ
Молодежная площадка МАГАТЭ обсудила актуальные для Красноярска темы развития ядерной отрасли

Студенты от лица дипломатов ключевых ядерных держав выступили с докладами о развитии и проблемах атомной энергетики в разных странах, приняли участие в дискуссиях и разработали проект резолюции молодежной площадки МАГАТЭ для госкорпорации «Росатом», которая будет носить рекомендательный характер для компании «НО РАО» при работе с общественностью по вопросам обеспечения экологической безопасности АЭС и мест захоронения радиоактивных отходов.

«МАГАТЭ постановляет создать странам-участницам рабочей группы собственные институты, научные центры и кафедры по изучению атомной энергии, рекомендует совершенствовать систему воспитания и подготовки высококомпетентных специалистов в области работы с гражданским обществом по вопросам изоляции РАО, просит разрабатывать совместные проекты со всеми странами по дальнейшему развитию атомной энергии и гуманитарно-просветительской работы через представителей гражданского общества, предлагает совместно работать по открытию собственных центров, пропагандирующих исследования мирного атома», – сказано в резолюции.

Мероприятие было приурочено к празднованию 70-летия атомной отрасли России и юбилею создания Организации Объединенных Наций. Обсуждавшиеся на нем темы для Красноярска особенно актуальны – 24 июля в ходе общественных слушаний жители Железногорска одобрили проект создания подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ), которая предназначена для исследования возможностей окончательной изоляции радиоактивных отходов.

По словам руководителя Центра общественных и международных связей ФГУП «НО РАО» Никиты Медянцева,

сейчас идет лицензирование строительства ПИЛ.

«Процесс зависит от Ростехнадзора, идет бюрократическая работа. Но при этом прошла процедура общественной экологической экспертизы, она закончена, и мы планируем в конце ноября представить ее результаты в Красноярске. После того как будет получена лицензия, мы начнем публично обсуждать те исследования, которые будут проводиться в подземной исследовательской лаборатории, их план и содержание, рассмотрим, каким образом будет осуществляться общественный контроль за соответствием производимых работ проектной документации», – пояснил Медянцев.

Практика строительства ПИЛ существует не только в России, но и во многих странах мира, таких как Япония, Германия, Швейцария, Финляндия, Канада, Швеция и США. В них уже построен ряд подземных лабораторий, начинаются и новые стройки. И во всех государствах, по словам Медянцева,

население так или иначе проявляет настороженное отношение к атомной энергетике.

«Атомофобия существует и в Европе, и во всем мире. Она обусловлена недостаточ­ной информированностью населения, тем, что раньше, особенно во времена противо­сто­яния Запада и советского блока, все, что касалось атомной энергетики, было оченьсильно засекречено. Отсутствие информации и знаний – то, что порождает атомофо­бию сегодня. Это большая проблема как для России, так и для других стран, тем более что радиоактивных отходов накоплено уже огромное количество. Только в России их около 508 млн кубометров разных классов – этот объем можно сравнить с астероидом диаметром в 1 км. Много их и за рубежом. Во всех странах, где реализовывались проекты создания ядерного оружия, есть проблема радиоактивных отходов», – констатировал Медянцев.

Подземная лаборатория
Проект лаборатории под Красноярском проходит лицензирование

Уровень настороженности населения разнится от страны к стране, отмечает аспирант МИФИ, старший аналитик лаборатории анализа проблем ядерного нераспространения Артем Догов.

«В той же Германии или Австрии, куда я приезжал в качестве представителя атомного сообщества, бывали достаточно курьезные случаи, когда со мной отказывались даже разговаривать. С другой стороны, во Франции к атомной теме относятся очень положительно», – сказал Догов.

Путь к решению проблемы атомофобии – активная работа по информированию населения.

«Основа ее – это разъяснение всего того, что связано с текущей и прошлой деятельностью атомной отрасли, открытость перед экологическими и общественными организациями и прямой диалог с ними. Это суть информационной политики, которая проводится практически всеми предприятиями атомной отрасли. Сегодня они максимально открыты», – подчеркнул Медянцев.

Эксперты МАГАТЭ считают единственным экологически приемлемым способом конечного обращения с радиоактивными отходами их захоронение.

«МАГАТЭ выпустила соответствующую конвенцию, которую ратифицировала в том числе и Россия, и в 2011 году наша страна приняла соответствующий закон об обращении с радиоактивными отходами, сделав практику их захоронения обязательной на законодательном уровне. Причем речь идет только о своих радиоактивных отходах, зарубежных в РФ быть не может, потому что ввоз таких материалов на территорию страны – это уголовное преступление», – сообщил Медянцев.

Суть деятельности по захоронению ядерных отходов состоит в том, чтобы обезопасить окружающую среду.

«Предприятия национального оператора, которые занимаются захоронениями радиоактивных отходов, обязаны исключить их соприкосновение с природными объектами, создать такие условия, чтобы никогда, ни при каких условиях отходы не попали в окружающую среду», – сказал Медянцев.

В России на сегодня не существует ни одного пункта захоронения твердых радиоактивных отходов, который отвечал бы современным требованиям.

«Это очень хорошо. Потому что современные стандарты захоронений намного жестче, чем те, что существовали в 60-70-х годах прошлого века. И сегодня все места, которые когда-то, может, и считались захоронениями, считаются местами временного размещения радиоактивных отходов, с которыми необходимо разбираться, а радиоактивные отходы, которые в них находятся, должны когда-нибудь быть приведены к безопасному состоянию в соответствии с сегодняшними стандартами.

Это не значит, что сейчас они в небезопасном состоянии. Но через 50–70 лет их безопасность может оказаться под вопросом, и мы должны сделать так, чтобы она была обеспечена на весь период потенциальной опасности этих веществ», – объяснил Медянцев.

По его оценке, таких временных хранилищ в России «сотни, вплоть до нескольких тысяч».

«Недавно была закончена работа по первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения в регионах. В ближайшее время должно появиться постановление правительства, которое отнесет эти пункты размещения к тому или иному виду, а исходя из этого дальше будет разрабатываться госпрограмма по обеспечению радиационной безопасности материалов, которые хранятся в этих пунктах. Эти отходы долго накапливались, это работа на десятилетия», – сказал Медянцев.

Председатель общественной экологической палаты ассамблеи Виктор Долженко поддержал идею создания подземной исследовательской лаборатории Росатома.

«Когда государство вплотную подошло к решению проблемы окончательного захоронения отходов, лично я с большим удовлетворением отнесся к этому.

Строительство подзем­ной лаборатории под Железногорском необходимо, и я удивляюсь, почему раньше правительство тянуло с этими работами.

Окрестности Железногорска
Лабораторию планируется построить в таежной зоне в окрестностях Железногорска

Другие государства, владеющие атомной энергетикой, уже давно озаботились этой проблемой, и нам надо как можно быстрее создать такую лабораторию, потому что она будет еще очень долго исследовать, возможно ли захоронение отходов – а их накопилось много, и их нужно прятать как можно глубже. Это надежно и наиболее безопасно, в том числе и с точки зрения физической защиты отходов», – сказал Долженко. Он подчеркнул, что

атомная энергетика в России пока не имеет альтернатив.

«Мы уверены, что это не самый лучший источник энергии. Мы за то, чтобы использовать энергию солнца, ветра и воды, применять биотехнологии. Но эти источники, к сожалению, на сегодняшний день в России не могут стать реальной альтернативой атомной энергетике», – заключил эколог.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).