статья

Сергей Комарицын: «Если выборы непрозрачные, то они призрачные»

В пятницу, 31 июля, на краевом официальном портале под рубрикой «актуально» был опубликован проект «Концепции открытости государ­ственного и муниципального управления Красноярского края». В тот же день состоялось заседание созданной по поручению губернатора рабочей группы  «по развитию открытости государственного и муниципального управления Красноярского края».

Очень правильные слова там говорились. И документ очень хороший обсуждался. В концепции говорится об «активном участии гражданского общества в управлении», в том числе в «отдельно взятом муниципальном образовании», «использовании современных механизмов общественного контроля», «повышении прозрачности и подотчетности». Там же – о «механизмах реализации принципа открытости»: «представлять в понятной и доступной форме полную и достоверную информацию через официальный единый краевой портал Красноярского края, официальные сайты органов местного самоуправления» и т. п.  

Выборы
В Красноярском крае глав муниципальных образований меняют до выборов согласно новому закону

В действительности, как мы видим, происходит прямо противоположное.

Речь идет о тотальной смене глав муниципальных образований до выборов, которые должны состояться в сентябре в 57 городах и районах. Главы избираются, а по сути,

назначаются по новому краевому закону через конкурсные комиссии в обстановке полной секретности, непрозрачности, исключения какого-либо участия гражданского общества.

На краевом официальном портале вообще отсутствует информация об этих «выборах», хотя конкурсные комиссии формируются на паритетных началах представительными органами муниципалитетов и губернатором.

Кто входит от края в эти комиссии, что за люди, почему именно они должны оценивать кандидатов, понимают ли они сами проблемы конкретных городов и районов края, знают ли ситуацию в них?

После безуспешных попыток найти такую «полную и достоверную» информацию на краевом и муниципальных порталах как «современных механизмах общественного контроля» я обратился лично, хотя и устно, к краевым начальникам. Разговаривал с вице-губернаторами, руководителями подразделений.

Все оказались в большом затруднении; некоторые даже пообещали что-то узнать, но потом обескураженно признались, что «не удалось». Любопытно, что в итоге они отвечали одинаково: «НАВЕРНОЕ, все должно быть на муниципальных сайтах».

Однако и сайты муниципалитетов, где сейчас проходили эти «выборы»,  хранят многозначительное молчание.

Во всяком случае, сайты Шушенского, Боготольского, Березовского, Мотыгинского, Шарыповского, Северо-Енисейского и некоторых других районов. На сайте Емельяновского района объявление о конкурсе появилось незадолго до его проведения со ссылкой на то, что документы были опубликованы в газете «Емельяновские веси».

Единственный муниципалитет, где информация была опубликована в интернете, это Кежемский район, и то материалы там открываются не во всех браузерах (ссылка в интернете была просмотрена 14 раз, документы скачаны один раз – похоже, мной; это очень странный сайт, на котором вообще нет положенной по закону информации, а посетителей приветствует уехавший полгода назад в иркутское правительство бывший глава района Безматерных).

Конечно, формально все, что положено, было опубликовано в местных газетах. Только человеку, который мог бы претендовать на участие в конкурсах, найти это невозможно.

О какой транспарентности, открытости, прозрачности для гражданского общества, как это провозглашено в «концепции», можно говорить? О каком контроле общественности?

В типовом положении о порядке проведения конкурса (оно одинаковое для всех муниципалитетов, хотя и принимается ими самими, а не краевой властью)  говорится о том, что в «качестве конкурсного задания кандидат представляет разработанную им программу действий, направленную на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальном образовании».

Программа «обязательно должна содержать:

1) оценку текущего социально-экономического состояния муниципального образования;

2) описание основных социально-экономических проблем муниципального образования;

3) комплекс предлагаемых кандидатом мер, направленных на улучшение социально-экономического положения и решение основных проблем муниципального образования…»…

Если уж говорить о «прозрачности» и «контроле гражданского общества», то надо бы для общественности опубликовать эти программы. А она, общественность, оценила бы, что предлагают кандидаты.

Да и вышеуказанная «концепция» предполагает опубликование на муниципальных сайтах «планов деятельности с указанием целей и задач, показателей результативности».  Но эти программы, если они вообще существуют, видимо, засекречены. И как же гражданскому обществу контролировать все это?

Невозможно даже установить, где, в каких муниципалитетах сейчас меняют глав.

Похоже, краевые власти специально замалчивают эту информацию, прячут ее от общественности.

Только от начальника управления губернатора Красноярского края по организации взаимодействия с органами местного самоуправления Сергея Чистова (то есть человека, который отвечает в администрации губернатора за эти выборы) я узнал эти цифры.

Оказывается, в июле уже в 25 городах и районах края прошла процедура «выборов» через конкурсные комиссии. В ближайшее время она пройдет еще в пяти. Кстати, во всех Советах выборы «демократично» проходили с открытым голосованием.

Население края лишили возможности участвовать во всенародных выборах.

Объясняют это тем, что новая схема через конкурсные комиссии позволит создать эффективную власть на местах. Губернатор края Виктор Толоконский  на сессии Законодательного собрания, где народ лишали права голоса, говорил буквально следующее, обосновывая «избрание» глав через комиссии:

«Я очень много ездил по краю. В очень многих муниципалитетах я видел потерю управляемости. И я действительно обратился к руководству страны и сказал, что это нужно срочно менять, иначе мы потеряем управляемость на местном уровне. И вот та поправка, которая позволяет нам уйти от двуглавости, была принята буквально недавно. Это очень важно, чтобы преодолеть управленческую слабость».

То есть губернатор, по сути, говорил о том, что действующие муниципальные начальники недееспособны, не могут эффективно управлять.

Но вот что интересно: из 25 городов и районов, где в июле уже прошла эта новая процедура назначения глав,

в 22 ПЕРЕНАЗНАЧИЛИ нынешних начальников.

В  Шушенском районе, несмотря на некрасивую уголовную историю, назначили бывшего с 2008 г. главой Анатолия Керзика (его полномочия после решения суда были прекращены ровно год назад); в Мотыгинском районе вместо ушедшего некоторое время назад в отставку Владимира Функа главой стал экс-начальник управления образования Красноярска Алексей Храмцов, работавший ранее первым заместителем руководителя администрации Мотыгинского района, а в Кежемском районе избран Александр Шишкин – фактический руководитель района после отъезда весной в Иркутск Павла Безматерных.

То есть везде поставили, по сути, тех же людей. Значит, они все-таки, с точки зрения краевой власти, были дееспособны. А как же «потеря управляемости»? И раз эти люди работоспособны, почему не дать им возможность получить мандат от населения? В чем тогда логика этих конкурсов?

Почти везде пресловутые «выборы» глав состоялись тихо и незаметно для жителей. Но кое-где все-таки прошло негладко. В Березовке люди устраивали пикеты, писали открытые письма губернатору, протестовали. Но это никак не повлияло на переназначе­ние главы. 

Еще интересней оказалась ситуация в Емельяновском районе. Буквально за две недели до конкурсной процедуры в Законодательном собрании состоялось совместное заседание комитетов по бюджету и экономической политике и по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества, на котором в том числе обсуждалось и положение дел в Емельяновском районе после предыдущего заслушивания информации Счетной палаты полгода назад.

Цитирую пресс-релиз, то есть официальный документ ЗС:

«…народных избранников не устроило то, что прежний глава района, при котором было вскрыто столько нарушений, ретировался перед важнейшим заседанием (прежний глава Эдуард Рейнгардт сложил полномочия перед сентябрьскими выборами). Во-вторых, не понравилось то, что официальный письменный ответ на решение комитета по итогам проверки Счетной палаты так и не был получен.

Вице-спикер Алексей Клешко назвал вызовом позицию муниципальной власти, предложил признать ее работу неудовлетворительной, направить информацию губернатору края и поставить вопрос о дееспособности администрации. «Наносится ущерб интересам муниципального образования и в целом Красноярскому краю», — заявил Алексей Михайлович. Предложение было поддержано членами комитетов».

Администрация Емельяновского района
В районных администрациях новые назначения прошли незаметно для общественности

После этого Эдуард Рейнгардт, ушедший на пару недель в отставку, благополучно прошел конкурсную процедуру и вновь стал руководителем района. Губернатор отчего-то не прислушался к мнению депутатов Законодательного собрания. Ну, наверное, таинст­венные члены конкурсной комиссии лучше знают, что там происходит. Ведь сами же депутаты ЗС принимали такой закон.

Надо признать – могильщикам всенародных выборов глав в крае в целом удалось добиться тихих похорон.

Но это произошло вовсе не потому, что они такие «эффективные менеджеры». Это от недоразвитости, паралича политических и общественных институтов. Ни одна политическая партия в крае (а у КПРФ и в меньшей степени у «Справедливой России» есть такие возможности) не привлекала внимания общественности к тому, что проис­ходит в муниципалитетах, ни общественные организации, ни коллеги-журналисты не проявили  к этому интереса. В этих условиях можно принимать любую концепцию о «прозрачности, подотчетности, открытости, общественном контроле», все равно ничего этого не будет.

Сергей КОМАРИЦЫН
Центр гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент»

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).