Красноярск потратит 27 миллионов на бродячих собак в новом году
В 2023 году в Красноярске на бродячих собак готовы выделить 26,7 млн рублей. Эти деньги пойдут подрядчикам, которые занимаются отловом, лечением и стерилизацией псов. ДЕЛА разбирались, поможет ли это решить собачий вопрос.
Многие жители Красноярска постоянно подкармливают бродячих животных и жалеют их, считая, что денег на решение проблемы выделяется недостаточно, так же как внимания к ней. Другие – с ходу скажут, куда стоило бы потратить эти средства вместо того, чтобы до конца жизни содержать в приюте уличную свору, которая в очередной раз, не дай бог, нападет на ребенка.
Даже нынешний мэр Владислав Логинов, будучи еще вице-мэром, недоумевал: «Зачем мы их кормим?».
Все дело в федеральном законе об ответственном обращении с бездомными животными. Хотя регионы, и не только Красноярский край, не раз просили его пересмотреть, власти менять законодательство отказываются.
Кстати, и предыдущий глава Красноярска Сергей Еремин тоже говорил, что будет добиваться изменения этого закона. Но он действует по-прежнему.
В итоге получается, что одной-двумя закупками услуг и силами одного-двух подрядчиков проблему не решить. На сайте госзакупок выложено пять контрактов.
Начальная цена тендеров составляет 5-7 млн рублей. А на выходе получается обозначенная сумма в 26,7 миллионов.
Город для людей или собак?
Логика законодателей такая: если собак стерилизовать и выпустить обратно, размножаться они не смогут и постепенно вымрут сами. А поскольку выпускать можно только добрых шариков, они якобы будут прогонять заблудших злых псов, поэтому никто из людей не пострадает.
Противники такого подхода утверждают: так это не работает. Чтобы квартира оставалась чистой, пол в ней нужно мыть везде и сразу, а не по квадрату в день.
Руководитель Информационно-аналитического центра Управления ветеринарного надзора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных», кандидат ветеринарных наук Сергей Дудников в своей статье «Городские кошки и собаки: взгляд с позиции эпизоотологии» писал:
«Методы отлова с помещением в приюты, а также отлова, стерилизации и возвращения на прежние места обитания не могут быть реализованы на данном этапе в силу высокой численности популяции уличных собак, отсутствия финансовых и материальных средств, а также людских резервов».
Пока у людей нет средств и резервов, псы безнаказанно их гоняют:
По данным ученого, реально может быть реализована только стратегия сокращения популяции за счет истребительных мероприятий.
«Рассуждения о негуманности сокращения численности уличных животных – надуманный предлог непрофессионалов и попытка скрыть безответственность граждан за «тех, кого мы приручаем». Регуляция численности в дикой фауне – признанный и принятый зоотехнический и охотоведческий прием», – писал ученый.
Бесчувственная наука
Сложно представить, как можно было бы реализовать эту стратегию. Такое регулирование численности
превратилось бы в кровавую бойню:
ведь, по данным самого Дудникова, к утрате популяцией способности восстанавливать свою численность на следующий год ведет только ее сокращение в течение года на 80% и более.
«В Москве (около 24 тыс. бродячих и одичавших особей) получается, что для ощутимого эффекта необходимо уменьшить эту популяцию на 19 тысяч особей, или 52 особи в день, без праздников и выходных», – подсчитал ученый.
Что же делать?
Ученый в своей статье делает вывод о том, что элементарный анализ «затраты – выгоды» свидетельствует, что попытки реализации других стратегий (помещение в приюты или «отлов – обработки – освобождение») не способны решить задачу в условиях аномальной численности уличных животных.
В Красноярске, по данным на 2021 год, было более 2400 бродячих собак. В 10 раз меньше, чем в Москве. Следуя той же формуле, для достижения эффекта популяцию нужно сократить на 1920 особей.
Однако приюта таких размеров у нас нет, и, видимо, не будет. Здесь нужны уже не старания добровольцев, а реальное желание властей его построить. Пока его, в общем-то, не видно.
«Собаки, отловленные по муниципальным контрактам, содержатся в приютах подрядных организаций, один из них находится на муниципальных площадях», – рассказали ДЕЛА в мэрии.
Здесь возникает логичный вопрос: а сколько вообще денег нужно на муниципальный приют? Не хватит ли тех десятков миллионов, которые ежегодно выделяются на собак?
Только переселив большую часть несчастных животных с помоек в нормальные вольеры, можно заниматься тем, чем город занимается сейчас – отловом собак по заявкам. Что, по факту, является не решением проблемы, а лишь профилактикой ее появления.