Седьмой мост в будущее
28 октября в поселке Высокогорском Енисейского района Красноярского края губернатор Александр Усс дал старт возведению седьмого автомобильного моста через Енисей.
Мост, который пока называется Высокогорским, станет первым крупным инфраструктурным сооружением в Ангаро-Енисейском экономическом районе края. Это путь к освоению огромной территории, где залегают запасы мирового уровня, а также долгожданный транспортный объект для сотни тысяч жителей Приангарья.
В торжественном открытии стройки, помимо губернатора, приняли участие депутаты, представители крупных промышленных компаний и инвесторов, главы расположенных рядом городов и районов.
Напомним, автодорожный мост в Высокогорском был включен в национальный проект «Комплексный план развития и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», утвержденный правительством РФ. Одновременно мост является частью комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» и станет основой для формирования новой автодорожной оси, соединяющей центр края и северо-восточные районы – Мотыгинский, Богучанский и Кежемский.
Высокогорский мост обеспечит круглогодичную связь с Нижним Приангарьем,
которое является сегодня одним из крупнейших центров золотодобывающей отрасли в России; это 25% всей золотодобычи страны и около 80% золотодобычи Красноярского края. Залегают здесь и другие полезные ископаемые: так, запасы коксующегося угля южной части расположенного в этом районе Тунгусского каменноугольного бассейна не имеют мировых аналогов. Еще один ценнейший ресурс – лес.
«Хочу всех поздравить с этим значимым событием. Высокогорский мост стал нашей инвестицией в будущее Сибири, которое сейчас становится реальностью, – обратился к участникам церемонии губернатор Александр Усс. – Для нас этот объект важен по разным причинам. В Северо-Енисейском районе находится наше основное золото, и мост сделает добычу драгоценного металла рентабельной и эффективной. Здесь есть и другие предприятия горно-рудной промышленности, и, конечно, наше значимое богатство – лес. Инвестиционный потенциал территории очень велик: это как минимум 180 млрд рублей. А это означает более 20 тысяч рабочих мест и серьезный прирост налогового потенциала. Но самое главное – там живут наши люди, и строительство этого моста сделает для них ближе и доступнее «большую землю». У меня нет сомнений, что Высокогорский мост будет построен качественно и в сжатые сроки».
Сегодня на правом берегу Енисея ведут свою деятельность многие крупные комании: «Полюс Красноярск», Васильевский рудник, Горевский ГОК, Соврудник, ДОК «Енисей», Новоангарский обогатительный комбинат», УК «Сегежа Групп» и другие.
«Мост очень нужен и для производства, и для территории, где живут и работают наши сотрудники. Мы очень благодарны губернатору и правительству края за то, что вместе с федеральными органами власти им удалось добиться решения о строительстве», – подчеркнул директор по работе с государственными органами АО «Полюс Красноярск» Никита Смирнов.
«Транспортная артерия – это прямой путь к развитию любого предприятия. У нас половина рудных тел находится на правом берегу Ангары, и мост – наша очень давняя мечта. Значимость его трудно переоценить: к мосту подтянутся и другие транспортные артерии, к нему присоединятся Раздолинский рудный узел и другие рудные зоны, – отметил Владимир Гуриев, председатель Совета директоров группы компаний «КМК Сплав», работающей в горно-металлургической отрасли. – Это огромное будущее и для Мотыгинского района, и для всего края, и для страны в целом. Теперь нет никаких сомнений, что мы и наши партнеры-акционеры будем развивать эти месторождения, вкладывать в них серьезные миллиарды. Кроме того, мы сможем форсировать эти работы. То, что раньше планировалось делать через 5 лет, в результате строительства моста будет выполнено минимум на 2 года раньше, планы приблизятся к реальности».
Коммерческая скорость доставки грузов и пассажироперевозок от Енисейска до Северо-Енисейского после запуска моста вырастет в 3‑4 раза.
Мост обеспечит транспортную доступность для почти 100 тысяч жителей правобережья Енисея: сейчас они связаны с «большой землей» зимником и паромной переправой.
«Жители нашего района и соседних территорий многие десятилетия ждали этого моста. Как правило, все предвыборные кампании, которые проводились на протяжении этих лет, касались его строительства. К счастью, все получилось у Александра Викторовича, за что мы ему благодарны», – сказал глава Енисейского района Александр Кулешов.
Высокогорский объект будет иметь важное значение и для развития транспортной инфраструктуры Сибири в целом.
«Я хотел бы отметить очень важный факт – мост может стать началом строительства крупной железнодорожной магистрали, которая соединит Западную Сибирь и БАМ. У нас есть основания считать этот проект реальным», – полагает Александр Усс.
Длина моста составит 2,02 км, включая 1,2 км через основное русло. Напомним, стоимость его строительства оценили в 8,3 млрд рублей, однако при закупочных процедурах удалось сэкономить: с компанией АО «Мостострой-11» контракт был заключен за 6 млрд рублей. Сэкономленные средства направят на развитие дорожной инфраструктуры. Финансируется объект из федерального и краевого бюджетов.
Строительство моста удалось начать раньше планируемого изначально 2021 года. Глава края выразил надежду, что объект и построен будет «в очень короткие сроки».
Пока завершение работ планируется на ноябрь 2023 года.
Примечательно, что в далеком 2002 году предвыборная программа Александра Усса называлась «Семь мостов в будущее». Одним из таких мостов называлось создание в крае развитой транспортной сети – непременное условие повышения инвестиционной привлекательности края и основа для создания новых добывающих и перерабатывающих производств, развития отдаленных территорий. Высокогорский мост станет реальным воплощением тех планов.