РЖД наращивает перевозки сибирского угля на восток
Красноярская железная дорога заявила о существенном росте погрузки и перевозок каменного угля в сторону сухопутных погранпереходов с КНР и к экспортным портам Дальнего Востока. Вместе с тем угледобывающие предприятия юга Енисейской Сибири все еще испытывают проблемы с отправкой своей продукции.
В первом квартале 2024 года КрасЖД отправила в восточном направлении из Республики Хакасии 1,486 млн тонн твердого топлива. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года
рост составил +37% (в 1,4 раза).
Как рассказали ДЕЛА железнодорожники, наибольший объем отгрузили со станций, находящихся в районе Аскиза, Черногорска и Абакана: Камышта, Черногорские копи, Ташеба, Хоных. Часть хакасского угля отправлялась на экспорт также и через станции правобережья Енисея.
Через Красноярский край осуществляется и отправка на экспорт топлива из Республики Тыва. Напомним, что этот регион до сих пор не связан с остальной Россией железной дорогой – многострадальный проект трассы Кызыл – Курагино через Западные Саяны все время откладывается.
Однако благодаря своим характеристикам уголь из Тывы (в том числе и марки Ж) высоко востребован в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому и Тувинская горнорудная компания, и Межегейуголь (Распадская) более 300 км везут добытое твердое топливо автомобилями по федеральной трассе Р-257 «Енисей» (Усинский тракт) до станции Минусинск, где уже и происходит его перегрузка в вагоны для отправки на Китай и к океанским экспортным портам.
За первые три месяца КрасЖД таким образом вывезла 205 тыс. тонн тувинского угля.
Наиболее востребованными у угольщиков Енисейской Сибири являются трансграничные железнодорожные переходы с Китаем Нижнеленинское – Тунцзян, Гродеково – Суйфэньхэ, Камышовая – Хуньчунь. На некоторых из них
экспортный угольный грузопоток за год увеличился почти в 3 раза.
При этом 52% загруженного на станциях Красноярской железной дороги угля идет к портам Тихого океана России для дальнейшей отправки балкерами в другие страны ЮВА.
Между тем сами угольщики продолжают жаловаться на нарастающие кризисные явления в отрасли. На прошедшем совещании Верховного Совета Республики Хакасия под председательством Сергея Сокола они заявили, что из-за проблем с квотами на вывоз и железнодорожными тарифами, а также в связи с общим ростом себестоимости добычи и падением цен на продукцию они даже отправляют часть коллектива в вынужденные отпуска.
По их словам, часто до 2/3 конечной стоимости угля составляют именно транспортные расходы.
Но как бы там ни было, Красноярская железная дорога делает все возможное для наращивания экспортного потенциала – объективно вывоз угля в сторону Дальнего Востока из Центральной Сибири постоянно растет.
Достигается это комплексом мер:
- Обновлением локомотивного парка и активным переходом к вождению тяжеловесных поездов более 7100 тонн. В этом году готовится эксперимент по проводке составов весом уже до 14 200 тонн.
- Реконструкцией и обновлением самой инфраструктуры Южного хода Транссиба на участке Междуреченск – Абакан – Минусинск – Саянская – Тайшет.
Через эту ветку и идет основной поток угля в восточном направлении: как транзитный из Кузбасса, так и тонны добытого в Хакасии, Тыве и в самом Красноярском крае. Построенная в 1960-х годах в однопутном исполнении трасса через горы Южной Сибири сейчас активно обзаводится вторыми путями, через таежные реки и ущелья возводятся вторые мосты, а через горные хребты Восточных Саян пробиваются вторые параллельные тоннели.
Так что с каждым годом провозная способность через географический центр России – Красноярский край – в сторону Восточного полигона РЖД неуклонно растет.