Южный ход Транссиба прирастает «Ермаками»
Красноярская железная дорога продолжает активно обновлять свой локомотивный парк. В этом году на КрасЖД поступит еще несколько десятков новых мощнейших электровозов «Ермак». Это позволит и дальше наращивать длину и массу грузовых составов, которые следуют через Енисейскую Сибирь в направлении Восточного полигона.
В последние годы, в связи с переориентацией экспорта и импорта на Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, стремительно растет грузопоток из центральной части страны и промышленных районов Южной и Центральной Сибири в строну сухопутных погранпереходов с КНР и океанских портов Дальнего Востока России.
Через Красноярский край до узловой точки – Тайшета – идет две железных дороги: исторический главный широтный ход Транссибирской магистрали и так называемый Южный ход: трасса Междуреченск – Абакан – Кошурниково – Саянская – Тайшет.
Вторая линия из Кузбасса расположена на территории со сложными климатическими и географическими условиями – она пересекает две горных системы – Кузнецкий Алатау и Восточные Саяны. Строилась эта «Трасса мужества» в 1960-е годы в однопутном исполнении. Сейчас РЖД активно работает над расширением пропускной способности Южного хода по нескольким направлениям.
Новые мощные электровозы «Ермак»
В условиях пока еще существующих инфраструктурных ограничений ж.-д дороги через горы Сибири одним из способов увеличения грузопотока стало вождение поездов повышенной длины и массы, что позволяет провозить гораздо больше грузов по существующим путям, тоннелям и мостам. Но для этого нужны новые современные сверхмощные локомотивы.
Раньше такими электровозами для переменного тока 25 кВ были легендарные ВЛ80 и ВЛ85. Сейчас на их место активно приходят современные аналоги – магистральные грузовые электровозы с микропроцессорной системой управления серии «Ермак». Уже сегодня они стали главными локомотивами как на Транссибе, так и на электрифицированной западной части БАМа.
Благодаря техническим решениям – особой системе передачи силы тяги электродвигателя на оси с возможностью поосного регулирования – «Ермаки» могут везти максимально тяжелые составы, обладая необходимыми при этом противобоксовочными и противоюзными свойствами. Что немаловажно для горных профилей пути Сибири.
За последние 6 лет на Красноярскую дорогу поступило 285 новых «Ермаков», в основном (223 единицы) более мощных 3ЭС5К и еще 62 двухсекционных локомотива этой серии. В этом году парк КрасЖД пополнится еще 41 «Ермаком».
Увеличение веса сибирских поездов
Как результат такой инвестиционной программы на КрасЖД растет тяжеловесное движение. Только за последний год из Красноярского края и Республики Хакасия было отправлено 743 поезда массой более 7100 тонн каждый.
Это в 3 раза превышает результат позапрошлого 2022 года.
В итоге дополнительно получилось доставить 594 тыс. тонн груза – в основном это экспортные поставки угля из Южной Сибири по самому востребованному восточному направлению к дальневосточным морским портам России.
Сейчас на Красноярской железной дороге готовятся к экспериментальному вождению сверхтяжелых грузовых поездов весом 14200 тонн.
Благодаря новым мощным электровозам и модернизации путевого хозяйства стабильно растет и общий средний вес проводимых через горно-таежные участки Сибири грузовых составов – в 2023 году на КрасЖД он достиг 4332 тонны. А средняя длина поезда сейчас – более одного километра (71 условный вагон).
И о вагонах
Впрочем, на локомотивах дело не останавливается. Для увеличения пропускной способности Восточного полигона Российские железные дороги недавно анонсировали внедрение и нового несамоходного подвижного состава.
Это будут восьмиосные двухсекционные полувагоны с полужесткой сцепкой под названиями «Урал» и «БАМ» грузоподъемностью по 150 тонн каждый. Такая технология (высокие борта, сокращенная длина каждой секции и особая сцепка, обеспечивающая маневренность в кривых) позволит увеличить количество используемых вагонов при той же длине поезда.
А значит – перевозить еще значительно больше грузов при существующей инфраструктуре.
Инфраструктура Южного хода Транссиба
Но и сама инфраструктура трассы Междуреченск – Абакан – Тайшет тоже активно модернизируется. Вот уже несколько лет согласно инвестиционной программе РЖД происходит расширение и укладка вторых путей на самых узких по пропускной способности однопутных участках –
только за последние годы их протяженность увеличилась на 265 км.
Сквозь горные хребты Саян уже пробиты новые параллельные дополнительные тоннели, и работа в этом направлении продолжается. В прошлом году произошла сбойка нового Первого Джебского тоннеля, готовится проходка второго Козинского тоннеля, реконструированы под встречное движение очередные участки в отрогах Кузнецкого Алатау и вдоль р. Кизир в Восточных Саянах.
Все это позволило за последние 10 лет уже увеличить провозную способность Южного хода от Кузбасса до Тайшета на 62% – до 50 млн тонн грузов в год.
В ближайших планах КрасЖД также перевести на двухпутное движение весь восточный участок трассы от ст. Саянская до Тайшета, завершить реконструкцию самого сложного барьерного участка, «Джебской петли», построить новый мост через р. Кан и начать возведение второго железнодорожного моста через р. Абакан. В перспективе планируется и расширение моста через Енисей в Красноярске на главном ходе Транссиба.
Все это в целом: «Ермаки» и другие новые локомотивы, увеличение массы поездов и уменьшение интервалов их движения, модернизация электроподстанций и самих путей со строительством новых мостов и тоннелей позволит железной дороге обеспечить необходимую транспортную составляющую пресловутого «поворота России на Восток» – перенаправление грузопотоков внутри страны в сторону Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.