Полноценные новости Красноярского края

Красноярску нарисовали большое и неправдоподобное транспортное будущее

В правительстве Красноярского края подписано постановление об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Красноярской агломерации. В многостраничном опусе – все о будущем городского транспорта, включая планы о новых линиях трамвая и троллейбуса, метро, выделенных полосах по всему городу, парковках, дорогах-дублерах, туннелях и виадуках, пятом мосте через Енисей и ветках до аэропорта и Железногорска. ДЕЛА изучили этот фантастический документ, чтобы рассказать о самых интересных прожектах. 

Через 20 лет, если верить программе, транспорт Красноярской агломерации будет не узнать

Постановление об утверждении программы подписал в конце апреля и.о. председателя правительства края Сергей Верещагин. Заказчиком ее выступало  КГКУ «Краевое транспортное управление, а разрабатывало документ ООО «Строй Инвест Проект» из Москвы.

 Цель всех мероприятий – достичь высоких стандартов транспортного обслуживания жителей миллионника и пригородов.

Например, повысить скорость движения общественного транспорта, его экологичность и безопасность.

В реализации программы названы три этапа. Первый уже идет и продлится до 2024 года, второй – с 2025 по 2033-й, третий – с 2034 по 2041-й. Общий объем финансирования из всех бюджетов составит 251 млрд рублей, включая 93 млрд от федерации.

Немного «скучных» прогнозных цифр. Доля дорог в нормативном состоянии через 18 лет, к 2041 году, должна вырасти до 85,4%, протяженность трамвайных путей и троллейбусных линий – почти до 233 км, стоимость безлимитного проездного – уменьшиться до 3,56% от средней зарплаты (сейчас это 3,74%), число погибших в ДТП – до 4,7 на 100 тысяч населения (на 2021 год показатель был равен 9,8) и т.п.

Сейчас активно строится развязка у Дрокино: объект должен улучшить транспортную ситуацию на подступах к городу со стороны аэропорта

Многое, о чем говорится в программе, уже упоминалось и раньше, но есть и новые любопытные детали прекрасной транспортной картины будущего. Предвкушаем:

Дороги, которые нам обещают

Реконструкция и капремонт предстоят многим объектам и регионального, и местного значения. Остановимся только на тех дорогах, которые планируется построить с нуля, а работы начать не раньше 2024 года.

К примеру, это целая улица от Свердловской до Затонской – она пройдет по нынешней Саянской, пер. Медицинскому, ул. Лесопильщиков и Тургенева. Району, где автотранспорт движется по одной только ул. Свердловской, давно нужен альтернативный вариант проезда. Строительство дороги протяженностью 14,2 км планируется на период 2025–2033 гг. и оценено в 6,4 млрд рублей.

Каждые выходные летом на Свердловской пробки – это единственный путь в западном направлении, ведущий на юг края

Также в планах создать участки Южного обхода Красноярска от развязки с Николаевского моста на эту новую улицу и далее до Кузнецово и Зыково с выходом на Р-255 (4,45 км, 1,36 млрд рублей).

 Планируется и проезд от ул. Киренского, 9 до ул. Елены Стасовой длиной 3,9 км. Сроки строительства – также после 2025 года, цена – 2 млрд рублей.

В списке также

  • Дорога по ул. Рабочей от Копылова до пр. Свободного в 1,35 км – за 405 млн после 2025 года.
  • Три короткие (менее 1 км), но важные дороги в Преображенском от перекрестка Промысловой и Подзолкова с выходом на Авиаторов, от Спандаряна до Взлетной в сторону «Хилтона» и от Спандаряна до Дудинской в направлении ул. Березина. Планы – нескорые, после 2025 года.
  • Набережная Енисея от Николаевского моста до пр. Свободного. Это примерно 4,6 км за 1,37 км млрд рублей уже после 2033 года.
  • Есть в программе и перспектива решения проблемы вечных пробок в Советском районе – это реконструкция 1,24 км ул. Краснодарской от пр. Металлургов до ул. Армейской, которая планируется уже в 2024 году.
Построить дорогу на набережной вдоль Енисея от Николаевского моста до Удачного собираются давно, но в последнее время о проекте не слыхать

Кроме того, есть намерения расширить проезжую часть

на Свободном от Телевизорной до Лесопарковой, Высотной – от Крупской до Гусарова, Мичурина – от Волжской до Крайней, Лесопарковой – от Стасовой до Свободного, Авиаторов – от Молокова до Партизана Железняка, Гайдашовки – от Ястынской до проезда от 9 Мая, Красраба – от Навигационной до Предмостной и так далее. Все это планы на 2025–2033 годы.

В 2024 году ул. Алексеева продлят до Урванцева, а Урванцева – до продолжения Ястынской. В последующие годы «протянут» ул. Деповскую до ул. Дубровинского и ул. Ломоносова до Декабристов.

И все это далеко не полный список расширений, новых строек и оптимизаций дорожной сети.

Где наведут мосты

Отдельным разделом в программе идет строительство и ремонт различных искусственных сооружений. На это планируется выделить 51,3 млрд рублей, опять же до 2041 года. Вот самые примечательные планы.

Путепровод через железную дорогу в районе Камарчаги должны начать строить уже в 2023 году и завершить в 2024-м. Другие путепроводы «нарисованы» на более отдаленное будущее. Это сооружения в районе ул. Калинина, Полигонной, Затонской, Свердловской (у станции Красноярские Столбы), Ярыгинского проезда, Глинки, Подзолкова и т. п.

Развязку на пересечении ул. Матросова и Свердловской (за 2,3 млрд рублей) планируют после 2025 года.

В перечне есть и развязка в Тихих Зорях –  долгожданный выезд на Николаевский мост. По программе ее требуется сдать в 2023 году, но недавно стало известно, что сроки уже сдвинуты на год, до лета 2024-го, из-за земельных споров, которые никак не могут разрешиться.

Развязку из Пашенного на Николаевский мост сдвинули на год из-за судов с собственниками участков

После 2025 года в планах стоят также развязки на пересечении ул.Стасовой и Чернышева, пр. Свободного и проектируемой в створе ул. Копылова улицы, давным-давно обещанная развязка на Предмостной (сумма для нее обозначена такая: 2,5 млрд рублей), развязка на ул. 9 Мая – Шахтеров – Караульной, развязка на ул. Мужества – Молокова, а также – уже после 2033 года – такой объект на Брянской – Северной.

Тоже очень нескоро предполагается стройка тоннеля от ул. Северной до ул. Мужества. Еще один тоннель планируют под Николаевским проспектом для соединения с ул. Пастеровской.

Наконец, в программу попал и Пятый мост через Енисей в районе ул. Белинского через Татышев и остров Молокова. Мост должен «пристроиться» к правому берегу в районе Судостроительного завода.

Большие железные пути

Есть в программе раздел о больших инфраструктурных проектах, обозначенный как «мероприятия по развитию инфраструктуры ПТОП (пассажирского транспорта общего пользования)». 

Железная дорога должна протянуться до аэропорта и далее до Кемчуга, а до Железногорска пути обещают реконструировать с организацией пассажирских перевозок

Это прежде всего строительство железнодорожной линии из аэропорта Красноярск до Кемчуга длиной более 60 км на федеральные средства (11,88 млрд рублей в 2034–2041 годах) и грузопассажирской ветки в 34 км от станции Бугач до аэропорта Красноярск за 7,7 млрд рублей – в те же сроки и на средства из тех же  источников.

Напомним, оптимисты ждали эту ветку еще к Универсиаде. Недавно стало известно, что край готов вложиться в строительство примерно на 16%. Но цифры в новых планах другие: 34 километра от Бугача, полагают власти, обойдутся в 14 млрд, а вовсе не в 7,7.

Также среди больших проектов – реконструкция железной дороги от Базаихи до Железногорска в 41 км.

Это должно случиться уже до 2024 года, и, конечно, верится в такие перспективы с трудом. Цена вопроса – 24,6 млрд рублей, и здесь тоже надежда на федеральный бюджет. Предполагается, что на ветке будут станции Березовка, Нефтепровод, Сосновоборск (ул. Весенняя) и Сосновоборск, Терентьево, Есауловка и другие. Там построят платформы высотой более полуметра. И все это якобы в 2025–2033 годах.

Еще один железнодорожный проект, который поможет закольцевать городскую электричку, – второй главный путь на мосту 777.

Трамваи и троллейбусы на весь город

Сеть троллейбусных и трамвайных маршрутов по планам проектировщиков должна опутать весь город

Развитие трамвайного транспорта, отданного в концессию, в программе обозначено тоже. Здесь это 198 км новых трамвайных путей (по Октябрьскому мосту, ул. Авиаторов, Соколовской и так далее в Солнечном) с 2024 года и на более далекую перспективу, новые разворотные кольца Восточное, на Щорса, на 9 Мая, на Караульной.

Также в перспективе 2025–2032 годов упомянуто строительство трамвайных линий на Брянской – Игарской – Шахтеров, на Вейнбаума от Мира до Брянской,

Судостроительной, Тельмана, Октябрьской, Белинского, пр. Мира, от Копылова до Высотной и дальше в Ветлужанку и Ботанический, в Академгородок и в Северный, на Пашенный и в Бобровый лог – можно сказать, по всему городу.

В Ветлужанке линия скоростного трамвая соединится с тоннелем, а в центре будет «подход к порталу скоростного трамвая» на ул. Профсоюзов. Не слишком понятно, как московские планировщики собираются втиснуть все перечисленное в узкие красноярские улицы.

Троллейбусные сети тоже собираются тянуть на значительные расстояния – 82 км, и это уже с 2024 года и на средства муниципалитета

(1,2 млрд в 2024 году и  42,7 млн рублей начиная с 2025-го). Из неожиданного – сети на ул. Железнодорожников – Декабристов, от автовокзала до ул. 9 Мая, в Академгородоке, на Свердловской.

Ситуация с красноярским метро на май 2023 года: техника зашла для рытья первого котлована на ул. Молокова. Фото БТС-Мост

Ну а строительство метрополитена упомянуто отдельным пунктом и подробно не расписывается.

Пересадочные узлы и парковки

В перспективе после 2025 года в Красноярске должны создаваться транспортно-пересадочные узлы с парковками. Где именно они будут, по некоторым понятно из названий: «Западный» на более чем 1000 машино-мест, «Путепровод» на 506, «Озеро-парк» (с небольшой парковкой), «Южный» (более 1000 мест), «Северное шоссе» (также более 1000), «Мичурина» (100), «Камская» (с парковкой на 620 машин), «Новалэнд» и другие.

Парковки появятся и в районах массовой жилой застройки –

почти на 3000 машино-мест в Солнечном (причем строительство планируется уже с 2024 года), на 1,5 тысячи машин – в Военном городке, в Мичуринском и на Антенном поле, на 700 – на Нефтебазе, на 1,3 тыс. – в районе бывшего Комбайнового завода, на 2,4 тыс. – на Пашенном, на  на 1,9 тыс. в Тихих Зорях, на 2,7 тыс. – в Овинном, более чем на 4 тыс. – в Плодово-Ягодном мкр-не, на 4 тыс. машин – в Солонцах-2 и так далее. Сразу видно, куда будет расстраиваться город. 

Решить проблему паркингов должны будут многоуровневые сооружения, возможно, такие, как на Маерчака

Отдельная тема – обустройство выделенных полос в Красноярске. Предполагается, что их «нарисуют» на 40 км узких городских дорог в 2024 году. При этом будут участки встречных выделенок на Ленина и Маркса (в противоположных основному потоку направлениях), двусторонних на Калинина и пр. Свободном и так далее.

«Нарисованные» в программе виадуки либо уже построены, либо строятся.

Из новых там «внеуличный пешеходный переход» на ул. Дубровинского, 112-114 (200 млн рублей после 2025 года) и пешеходный мост от пр. Молодежного до ул. Светлова (100 млн уже в 2024 году).

Кроме того, в программе есть мероприятия по строительству новых остановок, оснащению дорог видеокамерами, автоматизации управления дорожным движением, созданию транспортного оператора Красноярской городской агломерации, исследованию пассажиропотока – те, что уже ведутся и сейчас.

Станет ли когда-нибудь Красноярск с его узкими магистральными улицами городом с удобными транспортными развязками и маршрутами? Вопрос без ответа

Будет ли реализована хотя бы половина этих планов? Вопрос без ответа. Но понятно, что Красноярск продолжит расти и будет с каждым годом нуждаться в новых транспортных объектах. А без перспективных планов и утопических программ существование мегаполиса невозможно.