Красноярску нарисовали большое и неправдоподобное транспортное будущее
В правительстве Красноярского края подписано постановление об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Красноярской агломерации. В многостраничном опусе – все о будущем городского транспорта, включая планы о новых линиях трамвая и троллейбуса, метро, выделенных полосах по всему городу, парковках, дорогах-дублерах, туннелях и виадуках, пятом мосте через Енисей и ветках до аэропорта и Железногорска. ДЕЛА изучили этот фантастический документ, чтобы рассказать о самых интересных прожектах.
Постановление об утверждении программы подписал в конце апреля и.о. председателя правительства края Сергей Верещагин. Заказчиком ее выступало КГКУ «Краевое транспортное управление, а разрабатывало документ ООО «Строй Инвест Проект» из Москвы.
Цель всех мероприятий – достичь высоких стандартов транспортного обслуживания жителей миллионника и пригородов.
Например, повысить скорость движения общественного транспорта, его экологичность и безопасность.
В реализации программы названы три этапа. Первый уже идет и продлится до 2024 года, второй – с 2025 по 2033-й, третий – с 2034 по 2041-й. Общий объем финансирования из всех бюджетов составит 251 млрд рублей, включая 93 млрд от федерации.
Немного «скучных» прогнозных цифр. Доля дорог в нормативном состоянии через 18 лет, к 2041 году, должна вырасти до 85,4%, протяженность трамвайных путей и троллейбусных линий – почти до 233 км, стоимость безлимитного проездного – уменьшиться до 3,56% от средней зарплаты (сейчас это 3,74%), число погибших в ДТП – до 4,7 на 100 тысяч населения (на 2021 год показатель был равен 9,8) и т.п.
Многое, о чем говорится в программе, уже упоминалось и раньше, но есть и новые любопытные детали прекрасной транспортной картины будущего. Предвкушаем:
Дороги, которые нам обещают
Реконструкция и капремонт предстоят многим объектам и регионального, и местного значения. Остановимся только на тех дорогах, которые планируется построить с нуля, а работы начать не раньше 2024 года.
К примеру, это целая улица от Свердловской до Затонской – она пройдет по нынешней Саянской, пер. Медицинскому, ул. Лесопильщиков и Тургенева. Району, где автотранспорт движется по одной только ул. Свердловской, давно нужен альтернативный вариант проезда. Строительство дороги протяженностью 14,2 км планируется на период 2025–2033 гг. и оценено в 6,4 млрд рублей.
Также в планах создать участки Южного обхода Красноярска от развязки с Николаевского моста на эту новую улицу и далее до Кузнецово и Зыково с выходом на Р-255 (4,45 км, 1,36 млрд рублей).
Планируется и проезд от ул. Киренского, 9 до ул. Елены Стасовой длиной 3,9 км. Сроки строительства – также после 2025 года, цена – 2 млрд рублей.
В списке также
- Дорога по ул. Рабочей от Копылова до пр. Свободного в 1,35 км – за 405 млн после 2025 года.
- Три короткие (менее 1 км), но важные дороги в Преображенском от перекрестка Промысловой и Подзолкова с выходом на Авиаторов, от Спандаряна до Взлетной в сторону «Хилтона» и от Спандаряна до Дудинской в направлении ул. Березина. Планы – нескорые, после 2025 года.
- Набережная Енисея от Николаевского моста до пр. Свободного. Это примерно 4,6 км за 1,37 км млрд рублей уже после 2033 года.
- Есть в программе и перспектива решения проблемы вечных пробок в Советском районе – это реконструкция 1,24 км ул. Краснодарской от пр. Металлургов до ул. Армейской, которая планируется уже в 2024 году.
Кроме того, есть намерения расширить проезжую часть
на Свободном от Телевизорной до Лесопарковой, Высотной – от Крупской до Гусарова, Мичурина – от Волжской до Крайней, Лесопарковой – от Стасовой до Свободного, Авиаторов – от Молокова до Партизана Железняка, Гайдашовки – от Ястынской до проезда от 9 Мая, Красраба – от Навигационной до Предмостной и так далее. Все это планы на 2025–2033 годы.
В 2024 году ул. Алексеева продлят до Урванцева, а Урванцева – до продолжения Ястынской. В последующие годы «протянут» ул. Деповскую до ул. Дубровинского и ул. Ломоносова до Декабристов.
И все это далеко не полный список расширений, новых строек и оптимизаций дорожной сети.
Где наведут мосты
Отдельным разделом в программе идет строительство и ремонт различных искусственных сооружений. На это планируется выделить 51,3 млрд рублей, опять же до 2041 года. Вот самые примечательные планы.
Путепровод через железную дорогу в районе Камарчаги должны начать строить уже в 2023 году и завершить в 2024-м. Другие путепроводы «нарисованы» на более отдаленное будущее. Это сооружения в районе ул. Калинина, Полигонной, Затонской, Свердловской (у станции Красноярские Столбы), Ярыгинского проезда, Глинки, Подзолкова и т. п.
Развязку на пересечении ул. Матросова и Свердловской (за 2,3 млрд рублей) планируют после 2025 года.
В перечне есть и развязка в Тихих Зорях – долгожданный выезд на Николаевский мост. По программе ее требуется сдать в 2023 году, но недавно стало известно, что сроки уже сдвинуты на год, до лета 2024-го, из-за земельных споров, которые никак не могут разрешиться.
После 2025 года в планах стоят также развязки на пересечении ул.Стасовой и Чернышева, пр. Свободного и проектируемой в створе ул. Копылова улицы, давным-давно обещанная развязка на Предмостной (сумма для нее обозначена такая: 2,5 млрд рублей), развязка на ул. 9 Мая – Шахтеров – Караульной, развязка на ул. Мужества – Молокова, а также – уже после 2033 года – такой объект на Брянской – Северной.
Тоже очень нескоро предполагается стройка тоннеля от ул. Северной до ул. Мужества. Еще один тоннель планируют под Николаевским проспектом для соединения с ул. Пастеровской.
Наконец, в программу попал и Пятый мост через Енисей в районе ул. Белинского через Татышев и остров Молокова. Мост должен «пристроиться» к правому берегу в районе Судостроительного завода.
Большие железные пути
Есть в программе раздел о больших инфраструктурных проектах, обозначенный как «мероприятия по развитию инфраструктуры ПТОП (пассажирского транспорта общего пользования)».
Это прежде всего строительство железнодорожной линии из аэропорта Красноярск до Кемчуга длиной более 60 км на федеральные средства (11,88 млрд рублей в 2034–2041 годах) и грузопассажирской ветки в 34 км от станции Бугач до аэропорта Красноярск за 7,7 млрд рублей – в те же сроки и на средства из тех же источников.
Напомним, оптимисты ждали эту ветку еще к Универсиаде. Недавно стало известно, что край готов вложиться в строительство примерно на 16%. Но цифры в новых планах другие: 34 километра от Бугача, полагают власти, обойдутся в 14 млрд, а вовсе не в 7,7.
Также среди больших проектов – реконструкция железной дороги от Базаихи до Железногорска в 41 км.
Это должно случиться уже до 2024 года, и, конечно, верится в такие перспективы с трудом. Цена вопроса – 24,6 млрд рублей, и здесь тоже надежда на федеральный бюджет. Предполагается, что на ветке будут станции Березовка, Нефтепровод, Сосновоборск (ул. Весенняя) и Сосновоборск, Терентьево, Есауловка и другие. Там построят платформы высотой более полуметра. И все это якобы в 2025–2033 годах.
Еще один железнодорожный проект, который поможет закольцевать городскую электричку, – второй главный путь на мосту 777.
Трамваи и троллейбусы на весь город
Развитие трамвайного транспорта, отданного в концессию, в программе обозначено тоже. Здесь это 198 км новых трамвайных путей (по Октябрьскому мосту, ул. Авиаторов, Соколовской и так далее в Солнечном) с 2024 года и на более далекую перспективу, новые разворотные кольца Восточное, на Щорса, на 9 Мая, на Караульной.
Также в перспективе 2025–2032 годов упомянуто строительство трамвайных линий на Брянской – Игарской – Шахтеров, на Вейнбаума от Мира до Брянской,
Судостроительной, Тельмана, Октябрьской, Белинского, пр. Мира, от Копылова до Высотной и дальше в Ветлужанку и Ботанический, в Академгородок и в Северный, на Пашенный и в Бобровый лог – можно сказать, по всему городу.
В Ветлужанке линия скоростного трамвая соединится с тоннелем, а в центре будет «подход к порталу скоростного трамвая» на ул. Профсоюзов. Не слишком понятно, как московские планировщики собираются втиснуть все перечисленное в узкие красноярские улицы.
Троллейбусные сети тоже собираются тянуть на значительные расстояния – 82 км, и это уже с 2024 года и на средства муниципалитета
(1,2 млрд в 2024 году и 42,7 млн рублей начиная с 2025-го). Из неожиданного – сети на ул. Железнодорожников – Декабристов, от автовокзала до ул. 9 Мая, в Академгородоке, на Свердловской.
Ну а строительство метрополитена упомянуто отдельным пунктом и подробно не расписывается.
Пересадочные узлы и парковки
В перспективе после 2025 года в Красноярске должны создаваться транспортно-пересадочные узлы с парковками. Где именно они будут, по некоторым понятно из названий: «Западный» на более чем 1000 машино-мест, «Путепровод» на 506, «Озеро-парк» (с небольшой парковкой), «Южный» (более 1000 мест), «Северное шоссе» (также более 1000), «Мичурина» (100), «Камская» (с парковкой на 620 машин), «Новалэнд» и другие.
Парковки появятся и в районах массовой жилой застройки –
почти на 3000 машино-мест в Солнечном (причем строительство планируется уже с 2024 года), на 1,5 тысячи машин – в Военном городке, в Мичуринском и на Антенном поле, на 700 – на Нефтебазе, на 1,3 тыс. – в районе бывшего Комбайнового завода, на 2,4 тыс. – на Пашенном, на на 1,9 тыс. в Тихих Зорях, на 2,7 тыс. – в Овинном, более чем на 4 тыс. – в Плодово-Ягодном мкр-не, на 4 тыс. машин – в Солонцах-2 и так далее. Сразу видно, куда будет расстраиваться город.
Отдельная тема – обустройство выделенных полос в Красноярске. Предполагается, что их «нарисуют» на 40 км узких городских дорог в 2024 году. При этом будут участки встречных выделенок на Ленина и Маркса (в противоположных основному потоку направлениях), двусторонних на Калинина и пр. Свободном и так далее.
«Нарисованные» в программе виадуки либо уже построены, либо строятся.
Из новых там «внеуличный пешеходный переход» на ул. Дубровинского, 112-114 (200 млн рублей после 2025 года) и пешеходный мост от пр. Молодежного до ул. Светлова (100 млн уже в 2024 году).
Кроме того, в программе есть мероприятия по строительству новых остановок, оснащению дорог видеокамерами, автоматизации управления дорожным движением, созданию транспортного оператора Красноярской городской агломерации, исследованию пассажиропотока – те, что уже ведутся и сейчас.
Будет ли реализована хотя бы половина этих планов? Вопрос без ответа. Но понятно, что Красноярск продолжит расти и будет с каждым годом нуждаться в новых транспортных объектах. А без перспективных планов и утопических программ существование мегаполиса невозможно.