Академгородок восстал против благоустройства «Красивого берега»
В чатах Академгородка Красноярска бурно обсуждают тему благоустройства так называемого Красивого берега.
Напомним, недавно один из местных жителей предложил «привести в порядок» красивейшее место города, и это понравилось губернатору, который уже поручил проработать проект краевому агентству туризма. Однако тем, чьи дома стоят рядом, приток гуляющих и другие изменения не нужны: жители готовятся писать коллективные обращения к властям.
Началось все с того, что весной в крае объявили акцию «Есть идея? Расскажи о ней лично губернатору». В первой половине мая были подведены ее итоги: из 100 поступивших предложений глава края акцентировал внимание на трех, и в том числе на идее преображения «Красивого берега» в Нижнем Академгородке.
С берега на крутой горе открываются неповторимые виды на Енисей с островами, Столбы, а также расположенный внизу монастырь и поселок. Несколько лет назад на берегу появилось несколько арт-объектов и скамейки с урнами. А сверху вниз с незапамятных времен ведет крутая Монастырская тропа.
Житель Академа Александр Нейман решил, что этого недостаточно, и предложил сделать тропы безопаснее, провести на берегу освещение, поставить новые лавочки и урны. Губернатор согласился и сообщил, что в благоустроенном виде берег должен стать похожим на «Гремячую гриву», с минимальным вмешательством в природу и своим «акцентом», а также отметил, что стоит привести в порядок ведущую к этой части Академгородка дорогу.
Однако предложения вызвали бурную реакцию местных жителей, известных своей неравнодушной позицией ко всему, что касается района. Пока возмущение выплеснуто в чатах, но активисты планируют обратиться к властям.
«Ощущение, что в городе объявлен конкурс на самый дикий проект по облагораживанию», – таково основное настроение чата.
В начале скандальной беседы один из ее участников приводит отрывок из предложения Александра Неймана, которое и понравилось губернатору:
«Если представить, что весь «Красивый берег» и сама Монастырская тропа выложены удобной шершавой тротуарной̆ плиткой, сделаны уютные ограждения, чтобы опираться при подъеме, организовано теплое освещение, на обрыве установлена пара кофейных магазинчиков и организован регулярный вывоз мусора – лично у меня мурашки по спине пробегают – что за место получится. Сказка!».
Ниже в чате размещено уже другое мнение Неймана. Автор пытается пояснить ситуацию и, по сути, отказывается от своих слов:
«Разумеется, брусчатка, плитка, кафе (кофейни), детские площадки на нашем берегу неуместны…. Это понятно и мне, и тем, кто будет делать проект. И об этом Усс говорил… Не надо дергать мой пост конкурсный, он был сделан для привлечения внимания к проблеме – и он сработал».
А проблема, по его мнению, есть:
«Меня не устраивает наличие костров, мангалов, пьяного быдла, справляющего нужду прямо на дорогу на красивом берегу.
Не устраивает то, что приходится проводить субботники, а не наслаждаться чистотой, которую обеспечивают дворники... Также мне бы хотелось, чтобы коляски могли заезжать через пологий съезд, а не через бетонную ступеньку… Чтобы лавочек, которых не было бы без таких инициатив, как сейчас моя, стало несколько. Чтобы демонтировали уже разрушенное или восстановили. Чтобы по Монастырской тропе было комфортно не только спускаться, но и подниматься», – пишет он.
Нейман напоминает, что лавочки и урны есть на берегу благодаря попытке благоустроить берег силами волонтеров 12 лет назад.
«Нужно ли там освещение? Может, и нет. Возможно, какое-то камерное и допустимо. Желтые неяркие ненаправленные огоньки… Задача общественности сейчас включаться своими предложениями»… Мне получилось донести про убитую дорогу, про выезд в зеленую зону автомобилей. И я очень рад, что на Академ наконец-то обратили внимание», – пишет автор и уверяет, что будет рассказывать о судьбе проекта, а также готов принимать все «реальные предложения и пожелания».
«Ну, а тем, кто до сих пор делит, академовские или городские, предлагаю не выезжать из Академа и не кормить уток у БКЗ, в Удачном, не кататься на Татышев. Все пространства в Красноярске – красноярские. И «Красивый берег» – одно из лучших мест, которое достойно ухода», – заключает Александр Нейман.
Но убедить участников беседы ему не слишком удается.
«А можно, чтоб со всеми такими идеями просто отстали уже от Академа?
Не надо тут ничего такого делать, просто следить за тем, что есть, держать в порядке и убирать больные падающие деревья… Не сдались тут эти толпы, для которых берег – это локация для фоток»;
«Не надо нам лавочек на берегу в большом количестве, не надо оградок, бетона, лестниц, искусственного света. Даже сейчас хуже, чем было раньше. Раньше не так пили там, места не было.
Оставьте нашим детям красоту самой природы», – вот типичные мнения жителей.
Вопросы вызывают многие инициативы.
«Как по мне, освещение там лишнее. Ведь мы любим Академ за природу, там совы, рябчики живут, а при свете не будут», – пишут жители. Освещение помешает не только птицам и ночным животным, но и людям.
Ведь «при освещении берега пьянки там могут стать ночными».
В любом случае благоустройство привлечет на «Красивый берег» еще больше гуляющих. А это дополнительный шум.
«Вы знаете, что жители домов вынуждены спать с закрытыми окнами из-за гостей на берегу?». «Нам и так спать не дают «гости нашего берега». Все заставлено машинами, к дому не подъехать.
Я боюсь даже представить, что будет, если еще все это наделают и разрекламируют»;
«Дело не только в освещении, но и в толпе чужого народа, который ходит в туалет под нашими окнами, колонки, орущие на берегу, фейерверки по ночам. Все это будет только в тысячу раз больше и хуже», – переживают участники разговора. По их словам, на берегу и сейчас играют свадьбы: приносят колонки, приходят с диджеем и гуляют до утра.
Кто-то предлагает убрать и уже установленные ранее скамейки, чтобы на них лежало меньше пьяных.
«Никогда еще столько мусора не было от гуляющих, никогда не были так вытоптаны поляны. Друзья, это жилой спальный район! Давайте таким его оставим!».
Находятся даже те, кто хвалит изрытую ямами асфальтированную дорогу Академгородка. «У берега гоняют на машинах и мотоциклах, дорога стала хуже, выбоины больше – гонять стали меньше. Такая печальная вещь, как ямы на дорогах, позволяет меньше слышать рев мотора».
При этом, по мнению Александра Неймана, «создание комфорта не добавляет быдла, работает все наоборот».
В ответ противники благоустройства «Красивого берега» предлагают ему заняться другой частью территории – Новым Академом рядом со строящимся районом.
Чтобы противодействовать переменам на «Красивом берегу», участники беседы предлагают разное: написать в «Инстаграм» мэру и губернатору, составить в адрес главы края обращение и коллективное письмо, создать и подписать петицию, устроить сход, организовать инициативную группу... И даже провести флешмоб – не где-нибудь, а рядом с элитным районом «Сосны», чтобы их жители прочувствовали ситуацию на себе.
Есть в чате и примеры обращений: так, одна из участниц предлагает такое дополнение к письму:
«Сохраним сибирские фьорды! Набережная Академгородка имеет уникальный природный ландшафт и естественное своеобразие флоры и фауны. Монастырская тропа, ведущая к Свято-Успенскому монастырю (заложен в июне 1874 г.) – природно-исторический объект культуры и достопримечательность нашего города.
Красота этого места не нуждается в излишнем урбанистическом благоустройстве.
Типовой проект «Красивый берег» предлагает нам расширение зоны комфорта отдыхающих: линия освещения, бетонированные тротуары, сеть точек быстрого питания и общественные биотуалеты. В очередной раз за счет ущемления природы и снижения качества жизни самых жителей Академгородка…».
А кто-то предлагает и компромиссные варианты: остановиться на том, чтобы сделать пандус для колясок, поставить больше урн, запретить шуметь после 23:00. И, конечно, не ставить фонарей, а также разъяснять посетителям, что мусорить нельзя.
«Не могу представить, как это облагородить, если берег идеален своей дикостью. Если человечество научилось строить ступеньки и дороги, значит ли это, что это нужно делать везде? Делая условия нахождения комфортнее, для кого они таковыми будут? Сомневаюсь, что для любителей и ценителей природы.
Скорее для любителей сделать очередные фоточки, пожарить шашлыки и выпить шумной компанией.
Думаю, с таким «благоустройством» именно такой контингент и привлечется на «Красивый берег». Я живу в Академгородке всего 2,5 года, но нигде не видела, чтобы жители настолько уважали место, в котором живут», – говорит автор предложений по ограниченному благоустройству.
Еще один вариант, если уж «от облагораживания не отвертеться», – сделать небольшую платную парковку подальше от зоны прогулок как «препятствие для нашествия» тех, кому «в лом идти пешком», поставить маленькие лавочки, чтобы втроем на них было уже не поместиться, развесить таблички о необходимости сбора мусора. И тоже отказаться от ступенек, асфальта и фонарей.
«Как с обрыва звезды разглядеть, если фонари гореть будут?».
Но при этом автор выражает сомнения, что эти ограничения удастся втиснуть в уже «распиаренный проект».
Впрочем, «Каким бы ни был проект, он привлечет на берег толпы туристов. Да, к сожалению, и шумиха в СМИ привлечет», – пишет один из участников беседы.
Кто-то из активистов советует бороться не против благоустройства, а против создания места массового отдыха горожан в жилом районе Академгородок.
Ну а приводить в порядок в городе предлагают другие места: например, озеленять пустыри Северного.
Есть и такая точка зрения:
«Благоустройство остатков природных объектов в Красноярске, к сожалению, неизбежно… Красноярск распухает в колоссальном темпе, и нас становится слишком много, чтобы природа выдержала такую нагрузку. Поэтому благоустраивать придется».
По мнению автора этого поста, если бы власти, например, вместо застройки Комбайнового завода выкупили землю и разбили там парк – благоустройство «Гремячей гривы» и «Красивого берега» происходило бы менее конфликтно.
Но, конечно, сохранение таких пространств в центре города, где хозяйничают алчные застройщики, – настоящая утопия. Будем следить за тем, что в итоге предпримут активисты «вольного» Академа, к какому консенсусу они придут и как на все это отреагируют власти.
Произошло следом: