Монорельс и экспресс-транзит: какое метро китайцы предложили Красноярску
На КЭФ – 2019 китайская корпорация Poly Changda предложила Красноярску свои проекты метрополитена. Губернатор Александр Усс встретился с ее представителями и обсудил технические решения, которые могут быть реализованы в городе.
Китайцы в своей презентации рассказали о нескольких вариантах развития транспорта – тут и монорельс, и поезда на магнитной подушке, и даже автоматические составы, которым для движения не нужны рельсы, – следует из материалов, оказавшихся в распоряжении ДЕЛА.ru.
В начале своей презентации гости рассказали о развитии метрополитена в Китае и привели ряд примеров. Так, в Поднебесной в прошлом году построили метро в 35 городах – это 174 линии протяженностью почти 5,8 тысячи км. Компания похвасталась участием в создании скоростного транспорта в столице КНР – Пекине, а также Шанхае, Гуанчжоу и даже в Мекке (Саудовская Аравия).
Скоростной трамвай
По сути это обычный трамвай, но со стильным дизайном и современной электроникой внутри. Его плюсы, считают китайцы, это экономия инвестиций, быстрое строительство, экологичность и повышение имиджа города.
Такой состав из 3-7 модулей может перевозить в одну сторону от 6 до 15 тыс. человек в час, разгоняясь до 70 км/ч.
Автономный железнодорожный экспресс-транзит
«Гибрид» трамвая с электробусом. Состав оборудован резиновыми колесами и ездит прямо по асфальту. Движется он не абы как, а по «виртуальным рельсам» – специальной пунктирной разметке.
В этом видится его слабость, если учесть срок жизни разметки на красноярских дорогах.
Зато безрельсовый поезд экологичнее автобуса и может проехать около 25 км на одной зарядке. Заряжается он, кстати, всего за 10 минут.
Поезда на магнитной подушке
Готовы китайские коллеги построить в Красноярске и поезда на магнитной подушке – специальные, менее скоростные их разновидности.
«Применимы для крупных и средних городов с плотной застройкой, сложным рельефом местности и центральными деловыми районами с высокими требованиями к шумовой среде», – говорится в проекте. Красноярск под это описание вполне подходит.
Поезда могут разгоняться до 100 км/ч и выше и при этом издают лишь небольшой вибрационный шум.
Но стоят они очень и очень дорого.
А еще непонятно, как магниты поведут себя в морозы – нужны испытания. Так что полюбоваться красноярскими видами из окна чудо-поезда в ближайшем будущем, похоже, не удастся.
Монорельс
Из монорельсов Красноярску зарубежные гости предлагают сразу оба варианта –
с верхним и нижним расположением вагонов.
Монорельс занимает малую площадь, обладает высокой пропускной способностью, легко преодолевает подъемы и имеет малый радиус поворота. Стоимость его строительства в Poly Changda оценивают как «низкую». Однако эксплуатационное обслуживание выльется в копеечку из-за износа резиновых колес.
Монорельс с расположением вагонов сверху перевозит 23 тыс. человек в час при шести вагонах и 31 тыс. при восьми и разгоняется до 80 км/ч. Правда, на высоких скоростях начинается боковое колебание, что снижает комфорт. А самый главный недостаток –
непредсказуемость работы в суровые холода.
Подвесной монорельс перевозит 6 тыс. человек в час на скорости 70 км/ч. Морозы ему не страшны, но вот сильный боковой ветер может помешать. И здесь снова нужно проводить исследования.
Беспилотный монорельс
Про монорельс показывают во многих фантастических фильмах и даже в «Симпсонах», но настоящее будущее – за автоматическими поездами. Китайцы обещают, что могут построить в Красноярске и такие. Лишь бы в этом случае краевого центру не повторить историю мультяшного Спрингфилда.
Это состав из 4 вагонов, вмещающий до 726 человек и передвигающийся со скоростью до 55 км/ч. Поезд подходит для районов с суровыми условиями трассы, строительными ограничениями и зонами, чувствительными к вибрации и шуму.
Управляются поезда системой Smart Metro, основанной на интеллектуальном городском планировании и использующей технологию облачных вычислений.
Впрочем, делегаты из Китая приехали в Красноярск не только с проектами поездов. Корпорация занимается еще и цифровым моделированием зданий и предлагает смоделировать в краевом центре метрополитен целиком.
А строить объекты зарубежные гости намерены с помощью сборных конструкций
– так как считают, что это быстрее, качественнее и дешевле. В Poly Changda утверждают, что сборные здания – тенденция развития индустриальной подземной инженерии.
Отметим, что власти края с интересом отнеслись к предложениям китайской корпорации.
Ранее Александр Усс презентовал планы по развитию скоростного транспорта президенту Владимиру Путину. Предполагается, что классическое метро в схеме будет совмещено с трамваем.