Полноценные новости Красноярского края

Старейший завод Красноярска получил нового собственника и надежду

Старейший завод Красноярска, ЭВРЗ, снова сменил владельца. Контрольный пакет акций в рамках банкротства предыдущего собственника, новосибирского АО «СК Афина Паллада», приобрело ООО НПЦ «Экоскил» из Ярославля.

ЭВРЗ расположен практически в самом центре сибирского мегаполиса рядом с главным ходом Транссиба через город и занимает территорию от Копыловского моста до «Алексеевского» путепровода на пр. Свободном

Первое промпредприятие Красноярска

Нынешний КрЭВРЗ является одним из самых первых из до сих пор работающих полноценных заводов сибирского города. Основанное в 1898 году как Главные железнодорожные мастерские, в 1932 году предприятие стало Паровозовагоноремонтным заводом союзного значения.

Мастерские на тогдашней окраине Красноярска появились в позапрошлом веке вместе с приходом железной дороги

В годы Великой Отечественной войны здесь помимо обслуживания паровозов изготавливали санитарные, технические и бронепоезда. В 1971 с окончанием паровозной эпохи завод был переименован в электровагоноремонтный.

Завод, пусть и не без проблем, существует уже почти 130 лет

После перипетий начала 2000-х предприятие сначала стало дочерним акционерным обществом РЖД. Затем, в 2012 году, все 100% его акций были проданы ОАО РЖД на аукционе за 1,56 млрд руб. новосибирской строительной компании «Афина Паллада». С тех пор проблемы у предприятия только усугублялись.

Скандалы и банкротство

С приходом нового собственника на заводе начался полноценный кризис. В Арбитражный суд  поступали иски о признании Красноярского ЭВРЗ банкротом, предприятию прочили скорое закрытие, власти проводили антикризисные совещания, в 2022 году на предприятии произошли массовые увольнения и сокращение зарплат.

Основной профиль завода – ремонт железнодорожного пассажирского подвижного состава (вагонов и электропоездов), колесных пар и двигателей, производство запчастей

В конце концов даже появился проект жилой застройки завода в самом центре Красноярска. К 2023 году архитекторы, по их заявлению, «по собственной инициативе» уже разработали концепцию комплексного развития территории старейшего завода города.

Казалось, что совсем скоро ЭВРЗ разделит учесть других заводов Красноярска – Комбайнового, Судостроительного, судоверфи... и будет полностью застроен. Вот такие эскизы жилых кварталов на его месте представили архитекторы

В конце концов АО «СК Афина Паллада» была признана банкротом, и акции Красноярского ЭВРЗ снова выставили на торги уже в рамках процедуры банкротства. Тогда же губернатор края Михаил Котюков обозначил четкую позицию руководства региона: завод должен сохранить производство.

Торги, разбитые на разные доли и лоты, также не обошлись без различных эксцессов, но вот теперь у предприятия появился новый главный собственник.

Еще одна, до сих пор не решенная проблема КрЭВРЗ – его котельная, которая дымит прямо в самом центре мегаполиса, а также открытый угольный склад, расположенный рядом с ней. Проблему обещают решить в 2026 году

Новые руки

По данным федерального реестра сведений о банкротстве, семь лотов, в сумме составивших 59,62% акций КрЭВРЗ, купило ярославское ООО НПЦ «Экоскил».

«Бенефициарами ООО НПЦ «Экоскил» являются физические лица, имеющие профильный опыт управления предприятиями железнодорожного транспортного машиностроения. Сейчас проводятся организационные мероприятия по корпоративному оформлению результатов торгов (переходу права собственности) и внесению ООО НПЦ «Экоскил» в реестр акционеров», – сообщили ДЕЛА в министерстве промышленности и торговли Красноярского края.

Общая стоимость покупки составила 120,1 млн рублей.

Завод имеет огромные возможности по ремонту железнодорожного состава и даже трамваев

Перспективы КрЭВРЗ

Как сообщают краевые власти, сейчас приоритетной задачей с учетом смены собственника контрольного пакета акций является привлечение банковского финансирования для реструктуризации имеющейся задолженности и восполнения дефицита оборотного капитала.

Предприятию также необходимо сформировать бизнес-план вплоть по периода 2027-2028 годов, который бы обеспечивал планомерное повышение загрузки производственных мощностей и повышал уровень рентабельности производства.

Недавно, через три года простоя, с завода вышли из капитального ремонта первые  пассажирские вагоны для Федеральной пассажирской компании. Сейчас численность работников завода составляет уже 830 человек – опытные специалисты возвращаются, получая гарантию долгосрочных контрактов

И здесь есть все основания для оптимизма – по данным регионального минпрома, по состоянию на начало ноября

АО «КрЭВРЗ» сформирован портфель заказов на 2026 год, обеспечивающий прирост выручки на 30% к 2025 году.

Так что надежда на возрождение старейшего предприятия Красноярска с новыми собственниками опять появилась на горизонте.