Сырадасайский угольный проект на Таймыре могут законсервировать
Процесс освоения на севере Красноярского края одного из крупнейших в мире угольных месторождений, судя по всему, подвис. Обещанная первая очередь порта «Енисей» так и не запущена, а к компании «Таймыргормаш», добывающей уголь на Сырадасайском месторождении, подают иски о банкротстве – ее долги в сумме достигают около 6 млрд рублей.
Грандиозный северный проект
Сырадасайское угольное месторождение высококачественного угля на Таймыре активно начали осваивать с 2020 года. Предполагалось, что огромные запасы в 5,7 млрд тонн коксующегося угля марок «К», «Ж» и «ОС» могут быть интересны металлургам как на Западе, так, главным образом, и в Юго-Восточной Азии.
Поэтому огромные вложения в промышленную добычу в тяжелейших условиях Крайнего Севера и в доставку до потребителей по Северному морскому пути тогда считались вполне рентабельными.
В 2023 году глава компании «Северная звезда» докладывал губернатору Красноярского края, что проект на первом этапе включает строительство разреза мощностью 5 млн тонн в год (с последующим удвоением), возведение обогатительной фабрики и создание транспортной инфраструктуры, в том числе строительство угольного терминала «Енисей».
В том же году на берегу Енисейского залива был начат монтаж одной из самых крупных судопогрузочных машин в Арктике – ее мощность должна составить 3000 тонн угля в час, длина телескопической стрелы – 60,5 метра, а радиус дуги – 62 метра. Запустить уникальный механизм для загрузки океанских балкеров таймырским углем планировали в прошлом году.
Что-то пошло не так
Последние официальные новости о проекте от самой «Северной звезды» заканчиваются летом 2024. При этом в Арбитражный суд Красноярского края поступают заявления о признании добывающей компании Сырадасайского месторождения – ООО «Таймыргормаш» (ТГМ) – банкротом.
При этом, как сообщает издание «КоммерсантЪ», на конец прошлого года непокрытый убыток ТГМ составил 2,32 млрд руб, размер задолженности перед поставщиками, покупателями и принципалами – 5,98 млрд руб. плюс прочие долгосрочные обязательства на 3,48 млрд…
Также, по данным Ъ, та самая обещанная первая очередь терминала «Енисей» до сих пор не введена в эксплуатацию и не имеет необходимой инфраструктуры.
Изменившаяся конъюнктура
Трудности с развитием проекта эксперты связывают с несколькими основными факторами:
- Разработка месторождения шла за счет привлечения сторонних средств, и при текущей процентной ставке инвестор больше не намерн брать новые кредиты
- Общее продолжающееся снижение спроса на уголь в Китае и падение цен на него – так что рентабельность дорогостоящего заполярного проекта становится весьма сомнительной
- Логистические трудности: дорогая и не всегда пока возможная круглогодичная в восточном секторе проводка судов по Севморпути плюс острый недостаток балкерного флота арктического класса и необходимого дедвейда.
Как сообщают источники «Коммерсанта», в данный момент
есть вероятность консервации проекта Сырадасайского месторождения, включая разрез и фабрику.
ДЕЛА обратились с вопросами о текущем состоянии реализации проекта в министерство промышленности Красноярского края, однако там не смогли оперативно прокомментировать ситуацию и рекомендовали обратиться напрямую к инвестору.