Полноценные новости Красноярского края

Химреагенты снова будут сыпать на улицы Красноярска

Этой зимой в Красноярске на дорогах снова будут применять специальные реагенты. Сейчас власти закупают их в невероятном количестве на сумму 203,3 млн рублей.

Поставщик химреагентов для красноярских дорог связан с производителем «Бионорда»

Согласно документам на портале госзакупок, договор на поставку твердых противогололедных реагентов подписали ООО «Транссервис» и муниципальное предприятие САТП, которое занимается содержанием красноярских городских дорог. «Транссервис» стал единственным участником торгов.

Объемы ПГРт–реагента составят 5200 тонн. Контракт на 200 с лишним миллионов рублей будет действовать по 31 марта 2025 года.

В САТП заверили ДЕЛА, что речь идет не о поставке «Бионорда». Однако производителя и название реагента оперативно сообщить там не смогли.

При этом следует отметить, что учредитель «Транссервиса» является также и совладельцем Уральского завода противогололедных материалов, который выпускает тот самый пресловутый «Бионорд».

Красноярцы считают, что дороги нужно лучше чистить

Из документов известно, что это будет твердый противогололедный материал в виде гранул. Он должен соответствовать ГОСТ Р 58427-2020 и иметь все необходимые документы о безопасности.

Напомним, ранее из-за реагента в Красноярске возник большой скандал. Горожане жаловались, что он разъедает обувь, кузова автомобилей и лапы домашних животных. Многие нашли его небезопасным.

Примечательно, что в документах в закупке так и сказано, что реагент должен иметь класс опасности не ниже 3-го. Для понимания, к 3-му классу опасности также относятся, например, уксус и метанол.

Реагенты применяют, чтобы размягчить вот такие твердые слои спрессованного снега и льда. Тогда и грейдер загонять во дворы не придется. Но просто сыпать химию недостаточно – нужно еще и убирать территорию после ее применения

В 2022 году после скандалов городские власти решили обойтись без реагентов. Так случилось, потому что Роспотребнадзор запретил применять дорожникам реагент «ХКНМ» производства Уральского завода противогололедных материалов – изготовителя известного красноярцам «Бионорда».

В Роспотребнадзоре заявили, что реагент не прошел проверку безопасности. Дорожники же подали в суд с требованием отменить запрет. Пока длилось разбирательство, реагент использовать было нельзя, так что красноярские дороги той зимой посыпали солью и песком.

Реагент «ХКНМ» производства Уральского завода противогололедных материалов

Этой зимой, очевидно, порой на улицах будет, как раньше: появится каша, а по тротуарам невозможно будет пройти.  Жители города постоянно жалуются на то, что улицы нужно чаще чистить – в принципе, реагенты и предназначены для того, чтобы размягчить снег перед уборкой.

Кстати, кроме химреагентов, для посыпки улиц Красноярска также массово закупаются техническая соль (отдельная закупка 9500 тонн на 66 млн руб.) и фрикционные противогололедные материалы (песок 9200 м3 на 16 млн руб.).

В САПТ обратились к красноярцам. И хотя так и не назвали производителя химреагента, заверили, что все применяемое соответствует нормам

Руководитель специализированного автотранспортного предприятия Антон Старовойтов прокомментировал тему.

«В этом году мы будем использовать абсолютно экологически чистые и соответствующие ГОСТу противоголедные материалы – ПГРт твердый, фракционый материал, соль, которую вы уже привыкли видеть на дорогах Красноярска... Самая главная задача для нас – сделать город безопасным и для пешеходов, и для водителей. Мы как никто другой заботимся о вашей безопасности», – сообщил руководитель САТП.

Названий материалов он не привел, однако заметил, что реагентом называется любое вещество, которое вступает в реакцию со снегом и плавит его: независимо от того, многокомпонентным или малокомпонентным оно является. Соль (галит) – тоже реагент.

Но волшебным образом заставить исчезнуть снег не может ни химия, ни более экологичные материалы. С самой уборкой дорог сейчас все плохо – работать некому. Ранее в САТП уже заявили о масштабной нехватке кадров. Предприятию не хватает целых две сотни сотрудников, так что Красноярск, возможно, ждут большие проблемы этой зимой.