Красноярскому метро мешают «новые» древности у Красной площади
Подготовка к строительству перегонного тоннеля будущего Красноярского метро от станции «Вокзальная» в сторону центра города до станции «Площадь Революции», судя по всему, встает на паузу: при очередных археологических изысканиях в центре был обнаружен новый памятник древних эпох, названный «Поселение Солдатская слобода». Теперь, прежде чем начать стройку, потребуется проводить спасательные работы.
Ученые-археологи проводили изыскания в этом году на территории в 19,1 тыс. кв. м, расположенной в районе перекрестка ул. Карла Маркса с ул. Горького и ул. Декабристов, с заходом во двор дома между ул. Маркса и пр. Мира, 105.
Под этим участком планируется строительство притоннельных сооружений, которые необходимы для эксплуатации нового скоростного легкорельсового транспорта Красноярска. Сам отрезок подземной линии соединит железнодорожный вокзал и главную площадь Красноярска.
Специалисты предварительно выкопали на месте несколько шурфов.
Под землей обнаружились два культурных слоя с материалами XIX века, включая многочисленные фрагменты керамики, стеклянной посуды, железные гвозди, обломки костей домашних животных и многое другое.
Новый археологический объект начала XIX – начала ХХ века поставили на учет в Службе по госохране объектов культурного наследия совсем недавно, 20 мая. Он получил название «Поселение Солдатская слобода».
Дело в том, что начиная с первой половины XIX века здесь располагались батальонные казармы, примыкавшие к Плац-Парадной площади, ныне Красной. В казармах был расквартирован Красноярский резервный батальон, который на площади проходил учения и проводил строевую подготовку и парады.
Так что этот район, находящийся тогда на условной окраине Красноярска, и назвали Солдатской слободой.
На месте дома по Маркса, 132 (объект культурного наследия «Дом жилой, 1950-е годы» – «дом Радиозавода с башенкой») во второй половине позапрошлого века находилась церковь Александра Невского, которая сгорела в 1923-м. А вокруг казарм располагались дома, где жили семьи низших чинов военнослужащих.
Теперь предстоят работы по спасению вновь открытых археологами остатков поселения. Вынос сетей, а также, возможно, и строительство притоннельных сооружений, которые обеспечат функционирование перегона от вокзала до площади Революции, пока невозможны:
эксперты дали на земляные работы отрицательное заключение.
«Присутствие на территории землеотвода выявленного объекта археологического наследия предусматривает разработку мероприятий по его сохранению», – говорится в документах экспертизы.
Напомним, что ранее похожая ситуация вышла и с площадью Революции, где пришлось спасать ценные древние артефакты «Поселения Новобазарная площадь». Помимо самой нынешней главной площади города, оно охватывает и часть Центрального парка Красноярска.
Помимо этого большие археологические раскопки придется проводить и в районе будущей станции метро «Улица Карла Маркса» (квартал между ул. Вейнбаума и Сурикова) – там археологи также не так давно выявили археологический памятник под землей, «Красноярск. Поселение Геологическое».
Новая экспертиза по объекту метро – одна из множества. Сложный и многоступенчатый проект требует массы различных согласований.
Именно поэтому к работам по проходке тоннелей, которые должны были начаться еще в марте, не приступили до сих пор.
Согласно планам, первый подземный тоннель начнут прокладывать со Взлетки от станции «Улица Шахтеров» в направлении центра города. Что касается перегона к станции «Вокзальная», то его предполагается рыть уже после. ТПМК начнут проходку в сторону вокзала из котлована на станции «Площадь Революции», который пока еще не построен.
Так что время на археологические работы есть.
Напомним, что в преддверии этих работ в центре города, на пр. Мира, а также на ул. Маркса и поперечных улицах уже установили новые дорожные знаки: схема движения автотранспорта поменяется радикальным образом. Метростроители и горожане, испытывая противоречивые эмоции, ждут отмашки к началу проходки.
Как пояснили ДЕЛА в «Центре транспортной логистики» – заказчике строительства метротрама, получение отрицательного заключения экспертизы (не первого по будущим объектам метро) не повлияет на общие планы по созданию в Красноярске современного вида транспорта.
Все рабочие вопросы, возникающие в процессе подготовки к стройке, последовательно решаются.
Более подробный комментарий по государственной историко-культурной экспертизе на Маркса нашему изданию обещали предоставить в ЦТЛ позже.