Красноярск готов стать новым центром международных грузоперевозок
Аэропорт Красноярска в партнерстве с крупнейшей логистической компанией Pony Express запустил склад временного хранения грузового терминала. Это позволит воздушной гавани в центре России наконец-то полноценно обрабатывать международные грузы.
У операторов аэропорта есть планы по дальнейшему развитию общесибирского мультимодального хаба, но Красноярску перетянуть инициативу у Новосибирска будет непросто.
Пассажиры и грузы
Международный аэропорт Красноярска развивается стремительными темпами в части пассажирских перевозок. Год от года ставятся очередные рекорды – за 2023 обслужено более 3,77 млн человек, в этом году уже отмечается рост еще на 19% – через Красноярск летают все чаще и чаще.
Но с грузовыми перевозками дела обстоят не так оптимистично.
До начала известных событий 2022 года, закрывших для российских авиакомпаний часть мирового неба, а для западных перевозчиков – Россию, аэропорт, расположенный практически в центре России, был важной транспортной точкой на трансконтинентальных маршрутах из Западной Европы в Юго-Восточную Азию.
Грузовые самолеты в Красноярске не только останавливались на обслуживание и дозаправку, но и осуществляли перегрузку с борта на борт (tail-to-tail), а также пользовались услугами по хранению и обработки части грузов. У ГК «Волга-Днепр»/AirBridgeCargo до 80% транзитного трафика приходилось на аэропорт Красноярск.
Не опускать руки
После обрушения грузового трафика два года назад и ухода трансконтинентальных грузоперевозчиков оператор ООО «Аэропорт Емельяново» взялся снова развивать грузовую составляющую с учетом новых реалий и пресловутого «разворота на Восток».
Из Красноярска захотели сделать полноценный грузовой хаб.
Для этого был запущен собственный грузовой терминал общей площадью 2220 м2 и пропускной способностью до 20 тонн в сутки.
Терминал, помимо стеллажной системы для палет, включает специальные склады для хранения опасных и особо ценных грузов с защищенной системой доступа, а также холодильные камеры для грузов, требующих особого температурного режима.
Терминал расположили рядом с контактными стоянками воздушных судов на новом перроне аэропорта, что позволило увеличить производительность погрузо-разгрузочных операций.
На сегодня клиентами грузового терминала являются более 215 грузовладельцев, он обрабатывает грузы авиакомпаний «Победа» (ГК «Аэрофлот»), Utair, SmartAvia, пройден аудит по грузовому обеспечению NordStar и S7 Airlines.
Международные грузы
Однако до сегодняшнего дня терминал мог работать только на внутренние перевозки по России – отсутствовала так называемая «таможенная очистка» прибывающих из-за границы грузов.
Эту проблему и решит открытый накануне склад временного хранения (СВХ) в аэропорту Красноярск.
В качестве партнера ООО «Аэропорт Емельяново» выбрало одного из крупнейших логистических операторов России – АО «Фрейт Линк» (бренд PonyExpess). Компания обсуживает свыше 40 тыс. населенных пунктов в более чем 220 странах и территориях мира.
По словам генерального директора АО «Фрейт Линк» Марьи Дей, перед логистическим оператором стоит весьма амбициозная задача – стать №1 на Восточном коридоре и
создать в Красноярске полноценный грузовой хаб, который позволит конкурировать с Новосибирском на всем азиатском направлении перевозок.
Красноярск vs. Новосибирск
Сейчас большинство воздушных импортных грузов из Китая в Россию идет или через Москву, или через Новосибирск. Город на Оби географически расположен не менее удачно и при этом имеет полноценные (автомобильные и железнодорожные) выходы как на всю Южную Сибирь (Кузбасс, Алтай), так и на Казахстан, Кыргызстан и прочие страны. Собственно, существенная часть потребительских товаров из КНР с тех же маркетплейсов доставляется красноярцам через этот город.
Однако, как заявляют в PonyExpess, у Новосибирска есть и свои проблемы.
«Красноярск для нашего бизнеса привлекателен тем, что Новосибирск достаточно прилично загружен, до 100%, а это и удлиненные сроки в том числе. Наша задача – построить равноценного альтернативного игрока. Это позволит сократить общие затраты и сроки доставки товаров в восточную часть страны», – пояснила гендиректор «Фрейт Линк».
По ее словам, основной грузопоток через новый СВХ в аэропорту Красноярска будет идти пока что из Юго-Восточной Азии. Однако с оглядкой на геополитическую ситуацию логисты надеются, что в будущем он пойдет не только из Китая. Также в планах компании помимо таможенной очистки груза есть и организация доставки «последней мили» в другие регионы Сибири именно из центра в Красноярске.
Мультимодальность и Транссиб
Впрочем, на пути создания на базе аэропорта Красноярск полноценного мультимодального хаба, равного новосибирскому, есть одна большая проблема – отсутствие полноценного выхода на железную дорогу.
Несмотря на то, что аэропорт расположен всего лишь в 30 км от сибирского мегаполиса рядом с главной широтной автодорогой страны Р-255 «Сибирь», он не способен обслуживать массовые железнодорожные грузы.
С Транссибирской магистралью его связывает лишь старая однопутная неэлектрифицированная линия, выходящая на довольно далекую от Красноярска таежную станцию Кача, где нет никакой логистической инфраструктуры.
Вопрос о прокладке новой ветки железной дороги стоимостью в десятки миллиардов рублей от Красноярска к аэропорту время от времени поднимается на различных уровнях (от регионального до президентского) уже с десяток лет. Но, по-видимому, у руководства страны есть вопросы к ее экономической целесообразности при существующих и даже потенциальных пассажиро- и грузопотоках.
Как рассказали ДЕЛА в КрасЖД, никакой новой информации, а тем более каких-либо решений по строительству прямой ж.-д. связки аэропорта Красноярск с Транссибом пока нет.
Дорогу осилит идущий
Впрочем, помимо сложностей, есть у будущего хаба и сильные стороны. Аэропорт Красноярск является базовым для группы «Аэрофлот» и авиакомпании «КрасАвиа» (принадлежит Красноярскому краю). Последняя имеет развитую региональную сеть так называемой малой авиации по всей Сибири. Под самим Красноярском уже активно реализуются другие крупные проекты логистических комплексов, завязанных на автотранспорт.
Сам аэропорт вполне осознает, что он только в начале большого пути по превращению в крупный грузовой узел России. Первоначальная задача в связи с открытием СВХ конкретна – наладить и отработать схему обработки таможенных грузов различных категорий на терминале и увеличить грузопоток из Азиатско-Тихоокеанского региона и стран СНГ.
Как заявил генеральный директор международного аэропорта Красноярск Евгений Владимиров,
«Этот совместный проект – только начало развития международных и мультимодальных авиационных перевозок в аэропорту».
Возможно, с реальным появлением серьезных грузопотоков и при таком же дальнейшем росте пассажиропотока на правительственном уровне вновь будет рассмотрен вопрос о прокладке многострадальной ж.-д. ветки.
«Дорогу осилит идущий. Самое главное, начать. Я думаю, что в ближайшее время мы будем обсуждать и вопрос с железной дорогой до аэропорта», – ответила на вопрос ДЕЛА руководитель PonyExpress.
Таким образом, пара-тройка лет покажет, насколько аэропорт Красноярск воспользуется открывшейся возможностью – сможет ли он реально стать авиационным грузовым центром в центре России.