Второй тоннель метро от Взлетки к центру проложит «Соломея»: в Красноярск прибыл новый ТПМК
В Красноярск в последние дни 2023 года доставили третий по счету тоннелепроходческий комплекс для строительства линии подземно-наземного метротрама. Как и первый, «Екатерина», он назван в честь известной красноярской работницы – Соломеи Ряшиной.
Тоннелепроходческие механизированные комплексы – это современные машины, которые прокладывают подземные коммуникации метро почти «под ключ»: после проходки ТПМК, который представляет собой целый поезд, остается готовый тоннель.
«Соломея» пойдет параллельно ранее прибывшей ТПМК «Екатерина», прокладывая второй путь от Взлетки, ул. Шахтеров, до центра города, ул. Карла Маркса, длиной 3,3 км.
Вес комплекса – 480 тонн. После доставки ему предстоит сборка в монтажном котловане, что уже произвели с первым прибывшим в Красноярск ТПМК. Новый механизм – близнец первого.
Соломея родилась в 1924 году в Красноярском крае, в годы ВОВ была зенитчицей, затем работала на фабрике фотобумаги, а с 1949 года – на паровозоремонтном заводе. У быстро освоившей сложную профессию сварщицы было даже личное клеймо, которое ставилось на изделиях. В 1960-е работницу наградили орденом Ленина за рационализаторские идеи и перевыполнение планов и присвоили звание Героя Соцтруда. После она стала депутатом краевого и городского советов. Умерла Соломея Ряшина в 2003 году, похоронена на Бадалыке.
Видео монтажа первого 80-метрового 480-тонного ТПМК в Красноярске:
Отметим, что традиция называть тоннелепроходческие машины женскими именами возникла по инициативе основателя канадской фирмы Ричарда Ловата, которая производила такие агрегаты. Покровительницей подземных работ считается женщина – Святая Варвара. На стройке метрополитена в Москве работали в разное время «Полина», «Светлана», «Лилия», «Ева» и другие ТПМК. При этом недавно в Нижнем Новгороде, как сообщили в «Моспроекте-3», компании-генподрядчике строительства Красноярского метро, недавно запустили в работу первый ТПМК с мужским именем – «Владимир».
Ну а в Красноярске ждет запуска на ул. Молокова (будущей станции «Ул. Шахтеров») ТПМК, названный в честь Героя Социалистического Труда Екатерины Скрюковой. Также в город ранее прибыла «Валентина», получившая имя в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Что касается Красноярского метро, то пока стройка приостановлена: подрядчик ждет заключения экспертизы на проходку тоннелей.
Согласно госконтаркту, завершить государственную оценку проектной документации и результатов инженерных изысканий по этапу 2.7: «Горизонтальные выработки со строительными конструкциями обделки перегонных тоннелей о/п «Улица Шахтеров» – о/п «Улица Карла Маркса» необходимо до начала февраля 2024.
Само строительство метротрама ведется не без сложностей: так, работникам несколько раз задерживали зарплату в связи с несогласованностью действий генерального подрядчика и субподрядчика – непосредственного исполнителя работ.
Правда, сообщается, что на сегодня проблемы разрешены.
Также в конце декабря получено положительное заключение госэкспертизы на этап 2.4: «Монтажный котлован о/п «Площадь Революции». Это означает, что если внезапно не возникнет очередной задержки, связанной с археологией, то в этом году строители приступят к углублению под землю и на главной площади Красноярска.
Как бы там ни было, доставка нового ТПМК говорит о том, что, несмотря на определенные сложности и небольшие задержки, в Красноярске этот современный вид транспорта все-таки появится в срок.