Модернизация Транссиба: мост через Енисей в Красноярске хотят расширить
Правительству РФ совместно с РЖД до конца этого года поручено проработать вопрос о строительстве второго железнодорожного пути на Коркинском мосту (мост «777») в Красноярске. Это позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали на этом узком участке, а также принесет выгоды сибирскому мегаполису.
Напомним, что строительство второго пути на мосту «777» –
это одно из поручений президента Владимира Путина, которые были сформулированы по итогам большого совещания о социально-экономическом развитии Красноярского края с участием губернатора Михаила Котюкова.
Доложить о ходе выполнения этого поручения требуется уже в середине декабря.
Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост в северо-восточной части Красноярска, около переселенной и ликвидированной деревни Коркино, был введен в эксплуатацию в 1984 году. При строительстве его называли «объект 777» – отсюда и второе название, «мост Три семерки», которое и прижилось .
Коркинский мост длиной 602 метра, помимо пропуска потока автомобильного транспорта в этой промышленной части Красноярска, должен был выполнять и стратегическую роль – быть дублирующим железнодорожным мостом через Енисей на обходе Транссибом города.
До этого через великую сибирскую реку существовало только два железнодорожных мостовых перехода (еще один – около Минусинска). С Коркинским мостом их стало три, так остается и поныне.
Но из экономии при строительстве в начале 1980-х установили только одно направление железнодорожных мостовых ферм, хотя сами опоры моста сразу сооружались с расчетом установки еще и второго пролета.
Так что на сегодня мост «777» – это единственная часть Транссиба на участке КрасЖД, где есть узкий однопутный участок.
Расширение Восточного полигона
В последнее время РЖД реализует обширную инвестиционную программу по развитию так называемого Восточного полигона – по модернизации и увеличению пропускной способности Транссибирской магистрали и БАМа, которые ведут к портам Дальнего Востока. В России растет грузооборот в этом направлении, особенно в последнее время в связи с переориентацией экспорта на страны Юго-Восточной Азии.
В зоне ответственности Красноярской железной дороги, прежде всего, обширные работы на Южном ходе Транссиба – железнодорожной ветке, ведущей из Кузбасса, через Кузнецкий Алатау, Хакасско-Минусинскую котловину и горы Восточного Саяна в сторону узловой станции Тайшет, от которой расходятся Транссиб и БАМ.
При этом трасса Междуреченск – Тайшет строилась в 1960-е годы также в однопутном исполнении. Сейчас на ней пробивают вторые параллельные тоннели, строят новые мосты и везде кладут вторые пути. Работы рассчитаны еще на пару лет и в итоге значительно увеличат пропускную способность магистрали, идущей через Южную Сибирь.
Поэтому вполне логично, что в связи с уже близким завершением основного объема работ на Южсибе правительство и железнодорожники озаботились «расшивкой» узкого участка и на главном ходе Транссиба – однопутного железнодорожного моста в Красноярске.
Красноярская городская электричка
Необходимы вторые пути на Коркинском мосту и для дальнейшего развития городской электрички – совместного проекта КрасЖД и властей региона, который позволяет горожанам пользоваться железнодорожным транспортом наподобие наземного метро. На сегодня в самом Красноярске существует 20 внутригородских станций и платформ и еще несколько пригородных.
При этом пассажиропоток «Городской электрички» стабильно растет – в среднем на 20% ежегодно. А в прошлом году был поставлен своеобразный рекорд – городскими электропоездами воспользовались 2 млн красноярцев.
Однако для полноценного задействования всех возможностей это вида транспорта и большего удобства красноярцев необходимо «закольцевать» маршрут. Сейчас Коркинский мост не может использоваться для пассажирского движения из-за своей перегруженности – поможет только дополнительный путь.
«Планы по строительству второго пути на мосту «777» были еще в 2011 году, необходимость их строительства продиктована как развитием внутригородского сообщения, так и увеличением грузопотока на восток. Красноярская железная дорога заинтересована в реализации этого проекта, и в данный момент он прорабатывается на перспективу», – рассказали ДЕЛА в КрасЖД.
По предварительным расчетам десятилетней давности, стоимость проектных работ и самого строительства тогда составляла более 2 млрд рублей. Понятно, что теперь суммы будут совсем другими.
А сам вопрос о целесообразности и сроках включения в инвестиционную программу АО «РЖД» строительства второго железнодорожного пути на мосту, расположенном на участке Красноярск‑Восточный – Красноярск‑Северный (мост «777»), должен решиться до декабря 2023 года.