Полноценные новости Красноярского края

Все о строительстве метротрама в Красноярске: сроки, цены и «Львы»

В распоряжении ДЕЛА оказалась информационная справка о строительстве метротрама, которую мэрия выдала на запрос городского совета депутатов. В ней указаны стоимость, сроки работ, а также то, что уже сделано в долгом процессе создания подземки. Кроме того, в документе названы модели трамваев, которые поедут по тоннелям.

Красноярский метрополитен будет и не метро, и не трамвай – метротрам

С докладом по метро чиновники должны будут выступить в горсовете в пятницу, 21 октября. Вот о чем они расскажут:

схема метро

Линия метро протяженностью 10,8 км будет подземной и пройдет от улицы Высотной до улицы Шахтеров. Там планируются 6 станций: 4 подземных и 2 наземных (конечные).

Двухэтапная схема скоростного подземно-наземного рельсового транспорта Красноярска (кликните для увеличения)

На втором этапе (его называют перспективным развитием проекта) уже надземную линию хотят продлить от ул. Шахтеров через ул. Молокова до ул. Ястынской.

После «Ул. Шахтеров» запланированы станции «Улица Батурина», «Улица Авиаторов», «Армейская улица», «Комсомольский проспект» и «Ястынская улица»

Метро объединят с другим крупным проектом – линией скоростного наземного легкорельсового транспорта, а проще говоря, трамвая от Солнечного до существующих путей на Красрабе. Об этом чуть после.

Пока же в Красноярске трамвай есть только на правом берегу, и он не очень популярен – ездит медленно и большей частью полупустым

Третьим предполагаемым этапом стройки метро станет линия от платформы «Высотная» в направлении Ботанического, Бугачева, Минина и Элиты.

Сколько это стоит?

10 августа с АО «Моспроект-3» заключили два контракта – «Подготовительные работы» и «Основной контракт». Когда проектную документацию утвердят и определят сметную стоимость, будет заключен контракт на осуществление строительного контроля с единственным поставщиком – ФБУ «РосСтройКонтроль». Предварительно стоимость этих «контролирующих услуг» оценивается в 1,02 млрд рублей.

  • Контракт №1 «Подготовительные работы» стоит 2,714 млрд рублей. В 2022 году оплате подлежат 814 млн. Из них 336 млн перечислены подрядчику в качестве аванса, а 478,1 млн рублей – это собственные средства заказчика.
  • Второй, «Основной контракт», стоит 87,469 млрд рублей. В 2022 году оплате подлежат чуть более 2 млрд: 1 млрд регион получил в августе 2022 года и перечислил в качестве аванса, еще 1 млрд край получит в текущем октябре.

Что со Стройкой происходит сейчас?

На сегодня утвержден первый этап трассы линии метротрама для последующей разработки проектных решений.

Найдены места под основные производственные базы ГК «Моспроект-3». Всего их будет пять:

  • Три в районе «Солонцы-2» общей площадью 7,7 га
  • Одна на ул. Молокова, 72г площадью 0,74 га
  • И еще одна на ул. Высотной площадью 15,8 га.

На этих территориях построят временные и вспомогательные сооружения (ограждения, навесы), будут складировать стройматериалы и технику и т. д. В общей сложности мэрией выдано 36 разрешений на использование земель или земельных участков.

Вот так выглядит строительство станции метро открытым способом. Нужно вывезти много грунта и завезти много стройматериалов. В Красноярске планируется бурить туннели специальными туннелепроходческими машинами

Разрешения

Были согласованы изыскательные работы (их выполнит ГПКК «Центр транспортной логистики» на условиях сервитута) на 18 участках, а также частях еще трех участков, которые предоставили МКУ «УдИБ» в бессрочное пользование.

МАУ «Красгорпарк» выдало сервитут «Центру транспортной логистики» на 4 участка для проведения изысканий.

Мэрия для проведения изысканий выдала четыре разрешения на 71 скважину и один сервитут на 51 скважину.

Бурение на Карла Марксе продолжается – там нужно больше всего скважин

На Шахтеров пробурена 21 скважина из 21, на площади Революции – 19 из 19. На перегоне от Шахтеров до Карла Маркса пробурено 48 скважин из 90. Изыскания там завершатся до 30 ноября.

Управление архитектуры занимается переносом рекламных конструкций, попадающих в зону работ.

АО «Моспроект-3» вместе с районными администрациями изучает здания, попадающие в зону строительства метро. ДЕЛА уже писали, что обследовать предстоит около 300 домов – причем подвалы есть не у всех, поэтому рядом выкопают шурфы, чтобы добраться до фундаментов.

Многие дома в центре и так облупились, и жители боятся, что от тряски во время стройки фасады начнут разваливаться быстрее. Но главное – чтобы не повредился фундамент

Параллельно ведется работа по выкупу объектов, попадающих под снос в зоне строительства. А еще определяются технологии выработки и утилизации грунта. Простыми словами – как копать и куда эту землю потом увозить.

Сроки

Документацию по планировке территории должны утвердить к 15 ноября.

Документацию по первому этапу строительства (это подготовительный этап по станциям «Площадь Революции» и «Улица Шахтеров») в Красноярскую краевую государственную экспертизу направят 31 октября. Заключение экспертизы получат 30 ноября.

Проектно-сметную документацию по второму этапу (это основной этап строительства по станциям «Площадь Революции» и «Улица Шахтеров») в Главгосэкспертизу направят 31 октября.

Заключение получат 28 декабря.

Ограничения движения

На время стройки метро разработана схема движения транспорта, а также организация компенсационных парковок. О том, как все планируется, ДЕЛА уже писали.

Скоро ул. Карла Маркса ждут частичные перекрытия

Определена сумма затрат на подготовку к организации дорожного движения на первоочередных станциях («Площадь Революции» и «Ул. Шахтеров»): 117,7 млн рублей. Эти работы реализуют в рамках контракта с АО «Моспроект-3», который называется «Подготовительные работы» и был упомянут выше.

Напомним, Маркса перекроют на участках от ул. Робеспьера до ул. Кирова и от ул. Вейнбаума до ул. Сурикова. Сам проспект Мира станет односторонним, с выделенкой для общественного транспорта.

Движение общественного транспорта планируется перенести с ул. Карла Маркса на пр. Мира в полом объеме, с сохранением прямых маршрутов движения.

Троллейбусы тоже поедут по Мира – на автономном ходу. А на Коммунальном мосту восстановят контактную сеть на существующих опорах, чтобы минимизировать риски по разряжению батарей.

Советские тоннели оказались не нужны. Предки зря копали так глубоко

Пробки и парковки

Из-за стройплощадок и изменения схемы движения в историческом центре значительно вырастет интенсивность движения. Чтобы снизить пробки, на пр. Мира и ряде второстепенных улиц уберут возможность парковаться.

Вот, например, стоянка на площади Революции. Ее уберут

Всего ликвидируют 798 парковочных мест: 378 – на площади Революции, 319 – вдоль проспекта Мира, 101 – на поперечных улицах.

Вместо них организуют 882 альтернативные парковки: 447 – на платной многоуровневой парковку у «Кванта», 195 – на проезжей части ул. Карла Маркса, 89 – на парковке Центрального парка со стороны ул. Бограда, 151 – на проезжей части вдоль ул. Сурикова, Ленина и Перенсона.

Закупка вагонов метро

Для запуска метротрама нужно приобрести не менее 40 единиц подвижного состава – это с учетом первого и второго этапов строительства от ст. Высотная до ул. Ястынская:

  • 1 этап (2022–2026 годы) – 25 единиц на сумму 4,25 млрд рублей
  • 2 этап (2026–2028 годы) – 15 единиц на сумму 2,55 млрд рублей

Таким образом, общая стоимость подвижного состава составит не менее 6,8 млрд. рублей. Закупать его планируется в период с 2025 по 2026 годы.

Приобретать будут модель трехсекционного трамвая 71-934 «Лев» двухсторонний производства ООО «ПК Транспортные системы». Но возможен и аналог.

Так выглядит этот трамвай. Фото fc52.ru
А вот интерьер салона. Фото fc52.ru

По данным на сентябрь текущего года, на покупку одного такого трамвая и доставку его в Красноярск нужно 170 млн рублей. Коммерческие запросы были направлены в АО «Синара – Транспортные Машины» в Екатеринбурге, ООО «ПК Транспортные системы» в Москве и ОАО «УКХ «БКМ» в Минске.

Не метротрамом единым

Летом в Красноярске в соцсетях активно обсуждали «план по уничтожению пассажирского транспорта». Появилась информация, что компания «Мовиста Регионы» из Москвы разработала для краевого центра новую транспортную схему, согласно которой многие маршруты предлагается перекроить или попросту ликвидировать.

Ликвидировать маршруты никак нельзя, но что-то с красноярским транспортом делать нужно, это факт

В мэрии, конечно, «разгром» опровергли. Но сейчас стали известны детали концессии, которую хотят заключить.

Выяснилось, что в январе этого года краевое правительство рекомендовало мэрии разработать в Красноярске «проект развития наземного рельсового общественного транспорта, включающего план строительства новых и реконструкции существующих трамвайных путей».

По новым путям хотят пустить «Львят»

Чиновники отчитались, что, выполняя поручение, они решили участвовать в проекте модернизации инфраструктуры и обновления подвижного состава общественного транспорта, послали в Москву заявку на финансирование и прошли отбор. Край стал одним из пилотных регионов.

Теперь в период 2022-2026 годов в Красноярске предстоит:

  • Реконструировать 16-километровую трамвайную линию на Красрабе
  • Построить новые пути протяженностью 30 км от ул. Московской до Солнечного
  • Реконструировать существующее трамвайное депо
  • Реконструировать или построить 9 тяговых подстанций
  • Купить 50 единиц двухсекционных трамваев

Общая стоимость проекта – 23,1 млрд рублей. Деньги планируют взять из федерального бюджета (6,9 млрд), еще 16,2 заемных миллиардов даст инвестор.

Многие красноярские трамваи – совсем рухлядь

Изначально ходили слухи, что инвестором станет «Мовиста Регионы» из Москвы. С ней сотрудничают, например, Пермь, Екатеринбург, Курск: компания активно заходит в города.

Косвенным подтверждением слухам послужило то, что в мае 2022 года ООО «Мовиста Регионы Красноярск» направило в мэрию предложение «о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения».

Схема трамвая с правого берега Красноярска через Октябрьский мост в Солнечный

Мэрия организовала торги – но не на заключение самого договора концессии, а для сбора заявок о готовности к участию в таком конкурсе. И 7 сентября, за день до окончания подачи заявок, о своей готовности объявил местный перевозчик ООО «СТК». О готовности «Мовиста Регионы» участвовать в конкурсе ничего пока не известно.

Теперь в мэрии рассмотрят вопрос о подготовке документации на проведение конкурса уже непосредственно на право заключения концессии.