Полноценные новости Красноярского края

У железнодорожного вокзала Красноярска восстановят царское училище

В Красноярске восстановят исторический вид Первого Сибирского технического железнодорожного училища имени императора Николая II, которое находится на территории бывшего Комбайнового завода. Для этого там снесут цех заводоуправления, прилегающий к историческому зданию.

Первое Сибирское техническое железнодорожное училище имени императора Николая II

Документация по обеспечению сохранности исторического объекта уже прошла государственную историко-культурную экспертизу, которая одобрила работы.

Ее заказал УСК «Сибиряк» – компания строит на месте бывшего завода новый ЖК «Новоостровский». Здание заводоуправления хотят снести, чтобы восстановить исторический облик царского училища на ул. Профсоюзов, 3б.

Как отмечается в заключении, училище необходимо реставрировать – сейчас его состояние неудовлетворительное. На фотографиях видно осыпавшуюся кладку, трещины в стенах и другие повреждения здания.

Глубокое обследование показало скрытые серьезные проблемы: были выявлены признаки деформации фундамента.

Также в актах были отмечены новодельные пристройки, которые вносят дисгармонию в исторический вид. Теперь их снесут, а памятник истории и архитектуры восстановят – после того, как освободят территорию, в том числе и от цеха заводоуправления.

Подлежащий сносу цех стоит за забором сразу за остановкой

Первое Сибирское техническое железнодорожное училище им. императора Николая II было основано в 1894 году. Необходимость в нем возникла в связи со строительством железной дороги и потребностью в низших железнодорожных служащих со специальным техническим образованием. Имя Николая II ему присвоили 10 февраля 1895 года.

Здание решили разместить на Вокзальной площади рядом с громадными по тем временам каменными постройками казенного винного склада. Построено оно было в 1897 году, аккурат к первому выпуску специалистов-железнодорожников.

Здание выполнено в эклектическом стиле, однако имя архитектора неизвестно – как отмечают историки, железная дорога не всегда желала обращаться по таким вопросам к городскому управлению, и это, скорее всего, был ее собственный проект.

Впоследствии училище неоднократно переименовывалось. В 1920-е годы оно называлось «Техникумом путей сообщения паровозной специальности», затем стало «Красноярской профессионально-технической школой железнодорожного транспорта». В 1930–1934 годы ему дали название «Механический техникум путей сообщения». В 1931 году рядом со зданием пристроили деревянные бараки для курсантов и командного состава, а в 1934-м переименовали в «Школу военных техников».

Завод комбайнов снесли несколько лет назад

После начала Великой Отечественной войны, когда в 1942 году в Красноярск перевезли комбайновый завод, училище и все здания были переданы ему.

Теперь историю решено восстановить. Кстати, в этом районе есть и другие памятные объекты того времени. Самый большой и красивый из них – кирпичная Винная монополия, построенная в 1890 году (на фото – справа от корпуса проходной). Его также планировалось реставрировать.