Костыль не помог: строительство ветки Кызыл – Курагино отложили еще на 5 лет
Строительство железнодорожной ветки Кызыл – Курагино отложено на срок до 5 лет: до 2026 года. Распоряжение о приостановке обязательств по концессионному соглашению между Росжелдором и АО «ТПЭК Кызыл – Курагино» подписал 29 марта премьер правительства РФ Михаил Мишустин.
Концессионное соглашение заключалось в мае 2018 года, а договор между РЖД и АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» был подписан два года назад, в апреле 2019-го, начальником дороги Олегом Белозеровым и главой ТЭПК Русланом Байсаровым в присутствии министров экономразвития и транспорта РФ.
«Российские железные дороги» обязались актуализировать проект, построить и ввести в эксплуатацию линию до Элегестского угольного месторождения в Туве. Там залегают уникальные запасы коксующегося угля, используемого в металлургии.
«Конечно, нельзя забывать и о строительстве ветки Элегест – Кызыл – Курагино. Решения по ней приняты, идет предпроектная подготовка. Дорога очень важна для Тувы, а в перспективе она может стать прямым выходом на Монголию и Китай, в обход Транссиба», – говорил в интервью ДЕЛА.ru в начале 2020 года тогда еще начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров.
Кстати, ветка хорошо вписалась и в комплексный инвестпроект «Енисейская Сибирь». Но увы, если ее и построят, то очень нескоро.
Новым постановлением Мишустина компаниям (концеденту Росжелдору и концессионеру ТПЭК) предписано заключить дополнительное соглашение
– о приостановке взятых обязательств «на срок не более 5 лет».
При этом концессионер может и далее продлить срок действия соглашения в пределах 5 лет, говорится в документе.
Словом, реализация многострадального проекта никак не может начаться. Несмотря на то, что старт дороге вроде как был дан еще почти 10 лет назад. В декабре 2011 года сам президент Владимир Путин торжественно вбил на месте будущей трассы первый – позолоченный – костыль.
Однако всего через год «Кызыл – Курагино» исключили из числа приоритетных инветпроектов: инвестор, ЗАО «Енисейская промышленная компания», своих обязательств не выполнил. За годы у объекта сменилось несколько подрядчиков: в 2012 году это была компания «Стройновация», в 2014-м – «СГК-транссройЯмал».
Однопутная дорога длиной 410 км должна пройти по горной местности с прокладкой 8 тоннелей длиной в целом в 11 км, возведением 127 мостов протяженностью около 16 км. Составы планировалось пустить на тепловозной тяге.
В ценах 2017 года строительство дороги – 126,6 млрд рублей, хотя понятно, что эта сумма год от года растет. Сроки оценивались в 4,5 года –
но начало работ теперь даже не просматривается.
Отметим, что при этом поезда из Красноярского края в Туву планировалось пустить и в 2018, и в 2020, и, по последним планам, в 2023-м. Однако воз с элегестским углем и ныне там.