Александр Усс: «2020-й – год серьезных потерь»
Губернатор Красноярского края Александр Усс провел итоговую пресс-конференцию. Общение с журналистами впервые прошло в формате видеоконференцсвязи, и главной темой предсказуемо стал коронавирус. ДЕЛА.ru публикуют краткое изложение ответов, которые глава региона дал журналистам по самым разным актуальным вопросам жизни края, а также тем, что касаются губернатора лично.
2020-й глазами губернатора
Год был очень необычным и сложным. Год жесткий и противоречивый. Год сверхнапряжения по понятным причинам. Год очень серьезных потерь. И в то же время – год обретения новых планов и новых смыслов.
Худшие прогнозы не оправдались
Прогнозы были пессимистичные, включая тот, который был сделан мною на одной из пресс-конференций: потери нашего бюджета могут составить около 25%. Но край сохранил устойчивость и жизнеспособность отраслей. Сегодня я могу сказать, что пессимистичные сценарии у нас не оправдались, и это хорошо. В целом, я думаю, жизнь с консервативным прогнозом – это правильно. Надо надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.
О работе и зарплате
Безработица на начало года была меньше 1%, но март – апрель и лето показали достаточно высокие цифры, где-то даже для нас критичные – до 5%. Теперь уровень начинает стабилизироваться и составляет около 3,8–3,9%. Судя по всему, в первом квартале мы можем выйти на 2%.
Сегодня средняя заработная плата по краю – более 52 тыс. рублей. Для сравнения скажу, что по России это 49 тысяч.
Цена пандемии
Сколько стоила пандемия краю? В целом около 8 млрд рублей. 4 млрд – это те самые налоговые льготы, которые мы дали малому и среднему бизнесу. 2,5 млрд потрачено на поддержку врачей. И около 2 млрд рублей мы выплатили тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Зачем нужна «Енисейская Сибирь»?
5-7 лет назад край переживал так называемую инвестиционную яму. В регионе не начиналось сколько-нибудь значимых крупных проектов, которые дают перспективу развития и увеличения доходов. Поэтому 3 года назад, когда я только начал исполнять обязанности губернатора, я говорил о том, что нам жизненно необходимо начинать старт крупных инвестиционных проектов. Но для этого требуется определенный временной лаг, такое невозможно сделать по щелчку.
В этом году эффект уже наблюдается, и, судя по всему, он сохранится в следующем году. У некоторых предприятий, работающих в сфере природных ресурсов, истощается база, есть исчерпание технологических возможностей. Восполнить пробелы позволит комплексный инвестпроект «Енисейская Сибирь».
«Восток Ойл» – наше будущее
Мы, как мне кажется, даже не осознаем до сих пор исторической значимости времени, в котором живем.
Красноярский край становится на наших глазах главной нефтегазовой провинцией не только России, но и всего мира.
Речь идет о строительстве населенных пунктов, которые сопоставимы с Ачинском и Норильском, о колоссальном количестве инвестиций, которые исчисляются триллионами.
День, когда пришел коронавирус
Я помню первый штаб, на который пригласил ректора нашего медуниверситета Алексея Протопопова, попросив его заняться прогнозированием с учетом тех результатов и динамики заболеваний, которые ранее переживал край, в том числе эпидемий птичьего гриппа. Когда в конце лета мы посмотрели графики, которые нам презентовали в марте, то увидели, что они совпали с реальным положением вещей.
Мы должны были как минимум за месяц спланировать введение тех или иных ограничений в зависимости от того, что происходит в данный момент. Это было как спуск с горы. Где-то нужно было притормаживать, где-то отпустить, чтобы не произошла дезорганизация работы нашей системы здравоохранения. Возможности остановить эпидемию нет, но есть возможность не допустить ее опасного развития.
Новая волна – новые прогнозы
Мы знали, что вторая волна будет. Готовились к ней. Но, откровенно говоря, не хотелось в нее верить. Начиная с сентября и до первых чисел ноября количество выявленных заболеваний возрастало ежедневно в два раза в сравнении с сентябрьскими показателями. Теперь эта ситуация зафиксировалась на высоком уровне, но мы ее совершенно четко контролируем.
И, по прогнозам Протопопова и его коллег, такой уровень сохранится у нас где-то до февраля – марта.
Затем будет третья волна, но не столь значительная, как вторая, которая оказалась значительно мощнее первой.
Время затянуть пояса
Общий подход очень прост. Чтобы не остановить жизнь и экономику, мы должны ограничивать то, без чего можно обойтись. Красноярцы! Обращайтесь. Вносите предложения. Я меняю редакцию указов чуть ли не каждую неделю. Меня за это тоже упрекают. Но считаю, что мы все делаем правильно.
На штабах коллективно обсуждаются все предложения. Где-то снимаем ограничения, где-то их вводим, чтобы они были минимально достаточными. Поэтому прошу в этом смысле вашей поддержки и вашего интеллектуального участия.
О готовности системы здравоохранения
В марте мы находились в очень серьезной ситуации, когда можно было говорить, что краевая система здравоохранения, как и система здравоохранения всего мира, не готова справиться с этим ударом. Так называемый локдаун, который был введен президентом, дал нам запас времени для того, чтобы оглядеться, подготовиться к новым вызовам и по максимуму сделать то, что можно было сделать.
Когда у нас появился сотый пациент, мы приняли решение не размещать всех заболевших в стационарах и начали практиковать варианты лечения на дому. Сегодня в больницах находятся только 30% от общего количества заболевших.
Самый главный урок и самый главный результат, если хотите, – это «боевой» опыт, который получил Красноярский край. Медицина за 8 месяцев сделала резкий рывок и с точки зрения материальной готовности, и с точки зрения солидарности и организованности. Я надеюсь, что край стал более сплоченным. Думаю, это тоже результат. В эпоху испытаний люди должны чувствовать плечо друг друга.
Когда пройдет всеобщая вакцинация?
В край поступило 2480 доз, нам обещают до конца года поставить еще 1000. Сейчас идет кампания, прививки ставятся, прежде всего, медикам. Далее на очереди социальные работники и педагоги.
Сегодня есть 11 медучреждений, которые способны осуществлять вакцинирование. К концу января мы обеспечим соответствующую готовность в 63 медицинских учреждениях. Сегодня мы завершаем работы, чтобы «Губернские аптеки» были готовы одномоментно принимать у себя до 470 доз вакцины. Каждая доза, как вы знаете, имеет два компонента, которые ставятся один за другим через 21 день.
В первой половине года (первом квартале) в край будет поставлено до 1 млн вакцин.
Это означает, что треть населения сможет получить такие прививки.
Будем надеяться, что именно в эти сроки – первая половина 2021 года – кампания по вакцинации красноярцев будет проведена и, скорее всего, даст ожидаемый стабилизирующий эффект.
Сколько еще ждать газа?
Есть проект «Сила Сибири – 2», его трассировка предполагает прохождение магистрального газопровода по Сухобузимскому району. Скорей всего, если ничего не изменится, то уже в 2023 году начнутся реальные строительные работы. Это означает, что у нас появится возможность обеспечить газификацией территории, где проживает по меньшей мере две трети населения края.
Что касается самого города Красноярска, то здесь потребуется строительство газопроводов, которые будут стоить не десятки миллиардов, а два-три миллиарда рублей. Это вполне посильная вещь, ведь одна общеобразовательная школа обходится примерно в полтора миллиарда. Когда пандемия пойдет на спад, мы проведем предметный разговор на экологическом штабе.
Центральный парк не выпилят
Предложения инвесторов предполагают не просто щадящее отношение к зеленым насаждениям парка, но и реабилитацию всего, что представляет хотя бы минимальную ценность, чтобы сохранить историческую преемственность и то наследие, которым так дорожат наши красноярцы.
Но есть, к сожалению, деревья, которые фактически уже погибли и не будут жить даже после реабилитации.
Давайте мы организуем попечительский совет по реконструкции парка для того, чтобы абсолютно все, кто заинтересован в максимально щадящем, а главное – качественном решении, в том числе и при создании ландшафтов, мог бы поучаствовать в этом. Внести свой интеллектуальный вклад, а где-то, может быть, и поработать на благо нашего города.
Почему в Красноярск зачастили блогеры
У нас великолепная природа, у нас Сибирь, и этим все сказано. Удаленность от больших городов, от Европы является нашим конкурентным преимуществом. Потому что люди едут за туманом, за запахом тайги, за тем, чтобы прикоснуться к сибирской романтике, и мы должны предоставить им эти возможности и подать их должным образом.
Почему сейчас к краю такой большой интерес? Во-первых, Универсиада в принципе сделала Красноярск заметным местом на карте не только страны, но и мира. Сыграл свою роль и юбилей Енисейска. А во-вторых, это наша с вами работа – та же самая Гремячая грива, тот же самый восточный вход на Столбы, где я недавно был, и я очень рад, что он там появился.
Еще будем ряд маршрутов открывать – например, на Торгашинский хребет. Далее – круизы по Енисею, которые, вне всякого сомнения, добавят популярности краю, комфортабельные воздушные суда. Я очень хочу больше активности от тех, кто сам стремится развивать туризм. Мы будем поддерживать те проекты, которые малый и средний бизнес готов реализовывать на территории Красноярского края, поддерживать организационно и финансово.
Новые факты о метро
Проект находится в Главгосэкспертизе. В понедельник, если все будет хорошо, буду проводить ВКС с руководителем Главгосэкспертизы Игорем Маныловым. Мы надеемся, что положительное заключение по метро у нас появится в первом квартале следующего года.
65-70 миллиардов рублей – это немало. Но мы исходим из того, что это будут средства федерального центра. Я за метро!
Даже в войну страна строила подземку. И красноярцы метро давно заслужили, я в этом убежден. Буду его добиваться.
Мы не претендуем, чтобы метро было во всем городе. Нам надо пройти только центр, потому что по-другому его не пройдешь никаким наземным метро. Это означает 8, максимум 9 станций. А дальше идет речь о так называемом легком метро: трамваи, основные магистральные решения.
От мединститута мы идем до Октябрьского моста – там достаточно широкая улица и скоростной трамвай пройдет, об этом уже сказали проектировщики. Дальше Октябрьский мост, тоже вполне подходящая транспортная магистраль, чтобы реализовать скоростное метро. На правом берегу трамвай уже есть. Скоростное метро – тот же самый трамвай, только более комфортабельный и с минимальным количеством остановок. Влево мы уходим в Северный и дальше, там тоже архитектура, планировочные решения и улично-дорожная сеть позволяют рассчитывать на скоростной трамвай.
О хабе в аэропорту
«Аэрофлот» принял решение сделать аэропорт Красноярска своим вторым домашним аэропортом после Шереметьево. Мы должны были полететь «в широком масштабе» с января, но известные события одвинули старт до лета. Но я думаю, что это решение необратимое, коль скоро руководитель компании докладывал о нем президенту, а мы с вами были тому свидетелями.
Очень важно, что ставку именно на Красноярский край сделала известная компания «ЭйрБриджКарго», или «Волга – Днепр», как ее называют. Мы провели несколько видеоконференций с участием ее руководителя Алексея Исайкина. Географическое положение Красноярска в компании считают идеальным для того, чтобы сделать именно нашу воздушную гавань своим базовым аэропортом. «Волга – Днепр» является одной из крупнейших транспортных грузовых авиакомпаний мира. Во время пандемии именно за счет этой компании аэропорт выполнил все свои производственные планы, несмотря на то, что пассажиропоток был сокращен до минимума.
Мы намерены очень серьезно заняться логистической интеграцией аэропорта Емельяново и Черемшанки, первые организационные шаги в этом направлении уже сделаны. Прорабатывается вопрос создания в районе аэропорта так называемой свободной экономической зоны. Не исключаем, что нам удастся договориться с Почтой России о размещении здесь так называемых бондовых складов.
Важным техническим моментом, который нам удалось решить, является появление второй рулежки. Это, знаете, по-своему революционное событие. Около 2 млрд рублей нам удалось получить благодаря поддержке президента.
Это означает, что теперь из аэропорта Красноярск воздушные суда могут взлетать каждые две минуты.
Каждые две минуты! Поэтому возможности для развития авиационного хаба у нас есть.
Еще один момент – это наша давняя история, железнодорожное сообщение между городом Красноярском и аэропортом. Проект посильный. Будем надеяться, что федеральный – прежде всего, за счет средств РЖД. Речь идет о 7 млрд рублей.
Ветка будет предназначена как для пассажиров, так и для перемещения грузов. Это же хорошо, когда люди выходят из аэропорта, садятся в скоростную электричку и буквально через 10–15 минут оказываются в центре города – прямо на станции нашего метро.
Герой года, спасший маму
Давайте мы героем года сделаем Костю Петрушенко. Костя – молодец! Он такой парень, сдержанный, немногословный, но чувствуется, что с очень серьезной внутренней силой. Хотелось бы, чтобы у нас были такие герои. Дай Бог, чтобы испытаний, которые он пережил, на их пути не встречалось. Но уверен, что они должны двигать наш край вперед и в будущем стоять у руля.
Сидеть в «Инстаграме» времени нет
У меня просто нет времени, чтобы постоянно читать, что пишут обо мне. Хотя на самом деле коллеги делают анализ такого рода, и он важен, поскольку показывает, на какие вопросы надо обратить внимание. Соцсети действительно дают разные оценки, в том числе и мне, и власти в целом.
В основном интернет для меня все-таки работа, общение с коллегами, документы, возможность что-то почитать, подписать. Фотографии в «Инстаграме», кстати говоря, часто делаю сам. И, как мне говорят мои коллеги, которые занимаются социальными сетями, именно личные фотографии находят живой отклик у подписчиков.