Торговые центры лихорадит от коронавируса
Посещаемость торговых центров Красноярска и Сибири в целом так и не восстановилась до прошлогодних показателей. И случится это нескоро. Власти вводят новые, пусть пока и незначительные ограничения, а посетители либо болеют сами, либо начали бояться заражений и идут на шопинг в интернет.
На дорогах стало меньше машин, а в магазинах – меньше людей. Впрочем, это субъективные впечатления. Есть и объективные показатели, например, Shopping Index, который отражает число покупателей на 1 кв. м торговых площадей. За год, в октябре 2020 по сравнению с октябрем 2019-го, в сибирских ТРЦ он снизился на четверть, пишет «Коммерсантъ».
В Красноярске индекс упал на 22,7%, в Омске – тоже на 22,7%, в Новосибирске — на 26,3%.
Помимо запретов, на посещаемость, считают эксперты, также влияют боязнь людей заразиться и общая экономическая ситуация в стране. При этом теперь покупатели стараются совершить за раз как можно больше покупок, в результате чего средний чек растет.
Так, в Сибири после открытия торговых центров в среднем траты покупателей за один визит выросли на 34% по сравнению с прошлогодними показателями. Средний чек вырос по всем направлениям, например, по одежде – на 10–20%, по обуви – на 15–25%.
Число арендаторов в ТЦ тоже сокращается. Напомним, месяц назад юрист сообщила о массовом расторжении договоров аренды в ТРЦ «Июнь». Правда, в самом торговом центре нам сообщили, что ситуация некритична. Так же и в красноярской «Планете» – с момента открытия ТРЦ до конца октября закрылись лишь несколько торговых точек, рассказали ДЕЛА.ru в пресс-службе центра.
По ожиданиям специалистов, к Новому году возможно восстановление трафика покупателей в ТЦ до 75-80%. Однако представители торговых центров считают, что доходность вернется не раньше весны, а то и осени следующего года
«Ужесточение масочного режима, участившиеся проверки, запрет подросткам посещать ТЦ без сопровождения родителей и запрет на использование Wi-Fi, как это сделано в Красноярском крае, – подобные меры снижают доходы арендаторов, а соответственно, и доходы собственников торговых центров, так как напрямую влияют на посещаемость ТРЦ», – приводит издание слова коммерческого директора Malltech (в Красноярске управляет ТРЦ «Планета») Марии Дриц.
Тем не менее в пресс-службе «Планеты» сообщают, что пока отключение от интернета почти не повлияло на посещаемость.
«Введение ограничений на использование Wi-Fi и нахождение в торговом центре школьников без родителей практически не оказало влияния на трафик «Планеты», – рассказали ДЕЛА.ru в пресс-службе ТРЦ.
Там отметили, что в целом в октябре 2020 года трафик покупателей восстановился до 85% в сравнении с октябрем прошлого года.
Проверяющие органы приходят в «Планету» с проверками соблюдения масочного режима 2-3 раза в неделю. Но вопрос, опасаются ли в ТРЦ новых запретов, в пресс-службе ответили, что руководство находится в тесном сотрудничестве с местными органами власти и ориентируется на официальные постановления, регулирующие работу бизнеса в регионе.
«На территории торгового центра приняты необходимые меры безопасности. Каждые два часа проводится дополнительная дезинфекция общественных зон, регулярно осуществляется чистка систем вентиляции и кондиционирования. На каждом входе в ТРЦ установлены санитайзеры с антибактериальным гелем для рук. Все сотрудники ТРЦ используют средства индивидуальной защиты. Вход в торговый центр допускается только в масках», – пояснили там.
Между тем аналитики считают, что торговые центры должны быть готовы к новой посткризисной реальности и помнить, что за время пандемии часть посетителей смогут сделать ставку на шопинг в интернете.