Каждую третью госзакупку к красноярской Универсиаде провели с нарушениями
Красноярское УФАС России отчиталось о предварительных итогах контроля в сфере закупок, связанных с объектами зимней Универсиады – 2019. Жалоб поступило очень много, и работа по выявлению нарушений еще впереди, заявили в ведомстве.
Каждая третья закупка – с нарушением
«Всего было обжаловано чуть менее 50 закупок. Но это не означает, что было более 50 жалоб. Жаловались помногу участники со всей страны. Можно сказать, что
каждая третья закупка в итоге оказалась проведенной с нарушениями действующего законодательства»,
– сказал заместитель руководителя ведомства Олег Харченко.
По его словам, были выявлены два основных типа нарушений.
«Первый – документация, составленная таким образом, чтобы обеспечить возможность участия и победы заранее известных хозяйствующих субъектов либо тех субъектов, которые были бы желательны. Нам приходилось выдавать предписания о внесении изменений в документацию – фактически речь шла о том, чтобы проводить закупку заново», – продолжил представитель УФАС.
Второй распространенный тип нарушений – необоснованные отклонение заявок или их признание соответствующими (не соответствующими) требованиям.
«Из крупных закупок это МП «Горэлектротранс» – выполнение работ по организации периметра безопасности для автотранспортного парка, КГАУ «Средняя школа олимпийского резерва по хоккею с мячом «Енисей» – в связи со стадионом «Енисей». Было несколько жалоб по СФУ, который проводил закупки по ФЗ №44 в неудобном для себя режиме.
МКУ «УДиБ» – в связи с тем, что оно получило экстраординарные субсидии для приведения в приличное состояние наших городских дорог»,
– сказал Харченко.
Дела Дирекции
Закупки для Универсиады делались по трем направлениям в правовом режиме. Первый блок проходил по ФЗ-44 «О контрактной системе». Каждая третья жалоба здесь была признана необоснованной.
Второй блок торгов проходил по ФЗ-233 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под эти процедуры попадали в основном закупки специализированных организаций – тех, которые создавались под определенные объекты и функционал.
«Здесь практически все жалобы были признаны необоснованными. Не из-за того, что не было нарушений, а из-за того, что 223-й закон менее жесток по отношению к процедурам. Он достаточно рамочный, и там можно «поиграть фантазией» и в положении о закупке сделать все возможные ходы для того, чтобы закупка прошла так, как необходимо заказчику», – отметил Харченко.
Третий блок закупок проводился в уникальных условиях: Исполнительная дирекция Универсиады была создана в форме автономной некоммерческой организации,
которая под контроль закупок не попадала в силу закона.
«Там закупки осуществлялись еще менее регламентированно, чем по 223-му закону. К нам поступило очень много заявлений в виде жалоб, и мы их не рассматривали в силу отсутствия полномочий», – сказал Олег Харченко.
Он пояснил, что ситуация не останется без внимания: у УФАС не было полномочий рассматривать жалобы в упрощенном режиме. Однако «взаимоотношения с отдельно взятыми хозяйствующими субъектами – это предмет достаточно пристального будущего изучения».
«Мы смотрели, что там содержательно происходит, сейчас несколько дел о нарушении антимонопольного законодательства уже возбуждено, часть находится на рассмотрении. Здесь, что называется, terra incognita.
Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства по закупкам, осуществляемым Дирекцией Универсиады, еще впереди»,
– заявил замруководителя Красноярского УФАС.
В реестр недобросовестных поставщиков попали всего два субъекта. Первый – фирма из Владимирской области – не смог обеспечить функционирование медицинского центра в Деревне Универсиады, не поставив необходимое оборудование. Второй – ООО ИЦ «СпецПромПроект», который в 2017 году устроил коллапс на пр. Мира.
«Даже судья, когда в арбитраже обжаловали внесение ООО в реестр недобросовестных поставщиков, сказала: «Я себе такие туфли сломала!». Это произошло на пр. Мира, на проходе к Арбитражному суду», – вспомнил Олег Харченко.
По его словам, сейчас антимонопольщики находятся в целой серии судебных процессов: участники обжалуют решения Службы по признанию ранее поданных жалоб необоснованными.
«В частности, мы уже выиграли суд по поставке снегоуплотнительной техники. Многим хотелось, что называется, подсунуть имеющуюся в наличии достаточно дорогостоящую технику», – пояснил замруководителя ведомства.
В целом, оценил он, закупки к Универсиаде «были проведены на должном уровне». С учетом того, что для исполнительных структур Студенческих игр не было создано никаких законодательных преференций.
ФСБ заинтересовалась питанием спортсменов
Кроме того, на прошлой неделе УФСБ России по Красноярскому краю направило в УФАС документ относительно деятельности КГБУ «Центр питания».
«Это как раз 223-й закон, по которому, образно выражаясь, «что записали в положение о торгах, то и законно». ФСБ полагает, что «Центр питания» неправомерно, без конкурентных процедур на значимую сумму,
если не ошибаюсь, в 250 млн рублей, закупал продукты, из которых и производилось то, чем питались спортсмены»,
– сказал руководитель Красноярского УФАС России Валерий Захаров.
По его словам, механизм ухода от конкурентных процедур в данном случае был «банальным до невозможности».
«В положении о торгах это общество написало возможность заключения контрактов с единственным поставщиком по такой позиции, как организация любых мероприятий, связанных с Универсиадой», – заявил он.
Олег Харченко добавил, что и с самими торгами на строительство объектов Универсиады «получилось не все хорошо»: оказалось, что строить пришлось не то, не так и не в таких объемах, как было указано изначально.
«Сейчас в судах уже появились иски с целью понудить заказчика заплатить сверх. Соответственно, у других участников аукционов также возникают вопросы о том, почему победители начали строить не то и в другие сроки», – сказал Захаров.
Поскольку срок давности для возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства составляет три года,
«все еще впереди»,
заявил он.