Красноярску готовят Енисейские поля и вынос железнодорожного вокзала
Администрация Красноярска без широкой огласки обсуждает новую стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Написанное сложно назвать мечтаниями чиновников, но непросто с нынешних позиций и разглядеть в нем реальные перспективы.
Подобные прожекты с теми или иными деталями в недрах власти рождались не раз, однако при этом в жизни красноярцев мало что менялось.
За примерами далеко ходить не надо: в 2014 году была опубликована схема территориального планирования красноярской агломерации с дирижаблями в качестве средств передвижения! Естественно, что никаких дирижаблей как не было, так и нет и вряд ли предвидится.
Еще раньше – в 2012 году – в мэрии придумали проект сети скоростного трамвая. По этим планам в прошедшем 2018-м красноярцы должны были бы ехать с КрасТЭЦ до центра не на автобусе или автомобиле по пробкам, а с комфортом и за считанные минуты на рельсовом пассажирском транспорте.
Но с тех пор картина не изменилась. Более того, город за эти годы даже не смог обновить автобусы, чтобы хотя бы убрать с маршрутов дребезжащие и продуваемые насквозь «Волжанины».
Здесь миссия Красноярска – быть
«душой и силой Енисейской Сибири, ее столицей, городом, успешно конкурирующим за человеческий капитал и узнаваемым в мире, лидером по непрерывному росту качества и уровня жизни».
Впрочем, таким привлекательным и прорывным Красноярск вовсе не обязан стать к 2030 году – оставшийся до него период рассматривается как время для «создания базовых условий устойчивого роста экономики города», дабы заложить основы перехода «от ресурсно-рентной модели социально-экономического роста к инновационному технологическому развитию».
Авторы проекта уверены, что к такому переходу Красноярск активно движется уже сейчас и «наращивает свой демографический, экономический, инвестиционный и научный потенциал, являясь одним из самых быстрорастущих городов страны».
Все это, конечно, звучит пафосно.
Но вопрос даже не в том, насколько быстро прирастает население, а кем оно прирастает.
Около 70% мигрантов, въезжающих в край, это граждане «стран ближнего зарубежья – Таджикистана, Украины, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Армении».
Вывод, который делают разработчики, – в Красноярске «изменяется качественный состав населения», причем, оказывается, не в пользу будущего экономического прорыва. Специалистов сейчас
беспокоит отток из краевого центра населения «с высоким уровнем профессиональных компетенций».
«В Красноярске живет и работает 31,18% лиц, имеющих высшее образование, тогда как в Москве – 42,1 %, Санкт-Петербурге – 36,5%, Иркутске – 35,1%», – отмечается в проекте стратегии.
Как итог – лишь 59 место в России по удельному весу жителей в возрасте 25–64 лет с высшим образованием.
Основной причиной отъезда из Красноярска «поуехавшие» называют
«отсутствие условий для разворачивания деловой активности в регионе, неблагоприятные климат и экологию, бедность социокультурной среды»,
говорится в тексте стратегии. Среди горожан «снижается значимость института семьи»: за последние пять лет удельное число браков упало, а разводов – возросло, сетуют авторы проекта.
Хотя есть и другая проблема – «малая вероятность трудоустройства безработных – высококвалифицированных специалистов» через центры занятости, где преобладают вакансии рабочих профессий и обслуживающего персонала.
В городе практически невостребованы так называемые «профессии будущего» в области IT, биотехнологий, лингвистики, кибернетики, квантовой физики.
При этом подготовку таких кадров «система высшего образования города обеспечивает», но «они уезжают в регионы России и государства с более высоким уровнем технологического развития», полагают разработчики стратегии.
Все это накладывается на извечные сложности города с общественным транспортом (услуги которого улучшаются слабо, зато регулярно дорожают), изношенностью сетей ЖКХ и дорог. Даже мусор толком вывезти не могут.
Однако и в такой ситуации власти полны оптимизма и строят глобальные планы.
Среди них реализация концепции «Умный город», в том числе проектов «Умная остановка общественного транспорта» и
даже «Умные боты Красноярска».
Готовы взяться за улучшение городской среды авторы проектов «Енисейские поля» (по аналогии с Елисейскими в Париже) и «Зеленая ось»,
предусматривающих развитие рекреационного комплекса на территориях вдоль Енисея и его притоков, а также благоустройство территории Татышев-парка и острова Молокова.
Самые же глобальные планы – как обычно, по развитию транспорта. До 2030 года предполагается «сформировать новую систему организации пассажирского транспорта». Кстати, нечто подобное администрация разрабатывала (и утверждала) уже не раз, но результат налицо.
«В основе новой системы будет лежать формирование скоростного пассажирского транспорта на электрической тяге (легкий рельсовый пассажирский транспорт, наземный и подземный), сеть внутренних меридиональных транспортных коридоров», – говорится в проекте.
В период 2018–2020 гг. администрация намерена провести реконструкцию автодорог города, дабы привести их «в соответствие установленным нормативам». Параллельно в эти же сроки чиновники рассчитывают подготовить «проектные документы развития» метро и скоростного трамвая.
То, что написано дальше, внушает подозрения, что до реальных дел эти проекты вновь не дойдут.
Только вчитайтесь: до 2025 года стратегией запланировано «начало развития» новых видов транспорта, а до 2030 года – «активное внедрение».
Из-за расплывчатости формулировок возникает ощущение, что эти планы пишутся для галочки. А когда вдобавок на деле перспективными трамвайными линиями жертвуют ради заведения фастфуда, даже если это «Макдоналдс», доверия к подобным перспективам становится еще меньше.
«До 2030 года необходимо приступить к реализации крупных инвестиционных проектов по строительству новых мостовых переходов через реку Енисей, формированию многоуровневых кольцевых транспортных развязок», – сказано в проекте.
Надо отметить, что новый мост через Енисей в Красноярске был сдан в 2015 году, и с тех пор на нем практически не возникало пробок.
Ну а дальше самое интересное – «разработка концепции и проектов выноса за пределы города нефтебазы
и железнодорожного вокзала».
Про вынос нефтебазы красноярцы слышат уже несколько лет, а вот чем в данном случае не угодил вокзал, не совсем понятно.
В остальном же – к примеру, в ЖКХ и градостроительстве – авторы лишь декларируют некие направления почти без конкретики. Полная газификация теплоисточников в последующие 10 лет так и останется на стадии проектирования, а по улучшению ситуации с застройкой приведены только общие слова о повышении качества городской среды.
Проект стратегии опубликован на сайте администрации, и по нему еще можно подать предложения или замечания до 1 февраля.