Федеральное правительство вновь объявило войну праворульным автомобилям. По заказу Минпроторга РФ Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) подготовил обновленный техрегламент, который содержит в себе пункт, запрещающий ввоз в страну праворульных машин. Документ может вступить в силу уже в этом году.
Необходимость создания очередного, новейшего техрегламента взамен принятого в сентябре (который тоже сложно назвать старым) продиктована нормами заключенного в прошлом году между Казахстаном, Белоруссией и Россией Таможенного союза. Его создание подразумевает наличие единого для стран-участниц «комплекта» технических регламентов.
На подготовку всего списка документов у государств один год, с 1 января 2012 г. все техрегламенты Российской Федерации перестанут действовать. Начать федеральные чиновники решили с наиболее «острого» документа из списка — автомобильного техрегламента.
Обновленный техрегламент содержит немало запретов, которые в прошлом году вызвали резкую критику со стороны автолюбителей и по этой причине были удалены из вступившего в силу осенью 2010 г. документа (см. «Люди „отбили“ праворульные машины»).
В первую очередь речь идет о запрете на территории трех стран импорта автомобилей с правым рулем. Так, 18 пункт документа гласит: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления…».
Включение этого пункта объясняется тем, что в Белоруссии и Казахстане праворульные авто сейчас запрещены. Борьба с «правым рулем» в России давно превратилась в эпопею. Федеральное правительство пытается запретить ввоз праворульных авто с 2008 г.
Не все автомобили смогут соответствовать новому техрегламенту
Первой и, наверное, самой внушительной мерой стало повышение ввозных пошлин на новые и подержанные автомобили. С увеличением тарифов на ввоз иномарок их стоимость выросла, и объем импортируемых «японок» сократился в разы.
В прошлом году чиновники пробовали совсем запретить ввоз машин с правым рулем, введя в готовящийся техрегламент соответствующие поправки, но после жарких споров правительство приняло решение «правый руль» оставить в покое. Оказалось, ненадолго.
Какие последствия ожидаются в связи с подготовкой новой редакции техрегламента? Как пояснил ДЕЛА.ru начальник отделения пропаганды ГИБДД по Красноярскому краю Евгений Арнаутов, документ не имеет обратной силы, поэтому на нынешних владельцах иномарок не отразится: «Даже в случае вступления документа в силу в нынешнем виде, праворульные машины, которые имеются на территории РФ на сегодняшний день, будут свободно эксплуатироваться. Конечно, с учетом того, что эти машины будут соответствовать нормам технической безопасности».
Красноярские сотрудники ГИБДД отмечают, проблема праворульных машин заключается не только в расположении руля
Например, и сейчас существуют пункты, согласно которым праворульная машина может не пройти техосмотр.
«На сегодняшний день большей проблемой, и я думаю, автолюбители с этим согласятся, у праворульных автомобилей является не расположение руля, а то, что пучок света фар у таких машин сориентирован на полосу встречного движения, а не на пешеходную дорожку, как по идее должно быть.
Соответственно, машины, не приведенные в необходимое техническое состояние, в ночное время ослепляют водителей, едущих навстречу, и могут стать причиной возникновения аварийных ситуаций, — подчеркнул г-н Арнаутов. — В настоящее время владельцам таких автомобилей во время прохождения технического осмотра предлагают устранить недостатки и эксплуатировать машину дальше».
В новом техрегламенте повторяется и запрет на «кенгурятники». Как и в предыдущей редакции, эти конструкции запрещено устанавливать на любые легковые автомобили, в том числе и на внедорожники. Зато можно использовать на грузовиках и автобусах.
Также предусмотрено большое количество всяческих экспертиз для производимых и ввозимых авто. Например, регламент требует, чтобы при оценке работы кондиционера перепад температуры воздуха в кабине между точками измерения на уровне головы и ног не превышал четыре градуса. Наличие этих экспертиз может стать эффективным заслоном для ввоза в страну вообще любых автомобилей.
Согласно новому техрегламенту импортируемые машины
будут подвергаться ряду тщательных экспертиз
В прошлом году российские автолюбители выиграли борьбу за «правый руль», удастся ли сделать это еще раз, неизвестно.
Руководитель проекта 24auto.ru Артём Потехин сомневается в том, что автовладельцы будут снова с таким же упорством бороться против полного запрета ввоза машин с правым рулем.
«Ввоза иномарок с правым рулем уже фактически не существует, люди в большинстве своем с этим смирились и пересаживаются на леворульные. На рынке подержанных авто хорошую праворульную машину уже найти трудно. Парк праворульных сократился и постепенно устаревает, а левый руль пользуется все большим спросом. Автолюбители встают в очередь на самые бюджетные машины (до 350 тыс. руб.) с левым рулем. По некоторым моделям у дилеров очереди на полгода вперед, — рассказывает ДЕЛА.ru Артём Потехин.
— Фактически праворульные машины доживают свой век на территории нашей страны. Думаю, даже если против этого документа общественность будет активно выступать и добьется его корректировки, запрет на ввоз праворульных иномарок все равно будет реализован в том или ином виде. Это вопрос времени».
Пока же сопротивление вяло, но нарастает. Например, московские автомобилисты уже составили документ, который содержит перечисление всех недочетов проекта, и направили его в Минпромторг РФ.
ссылка на комментарий
Павел Стабров
Председатель красноярского регионального отделения Федерации автовладельцев России
Отношение у нас к новому техническому регламенту отвратительное. Этот документ сильно сужает возможность выбора автомобиля. И речь идет не только о праворульных иномарках, но и леворульных.
Согласно прописанным нормам, ввезти в страну ту модель или марку, которой нет в списках у официальных дилеров, частным образом невозможно. В проекте прямо указано, что любой автомобиль, который импортируется на территорию трех государств, должен быть сертифицирован.
Получить сертификат как частное лицо можно только теоретически, практически сделать это очень сложно. В итоге российские автолюбители фактически лишаются права привезти в страну такую машину, какую они хотят. Напрашивается вывод — проект лоббируют официальные дилеры.
Есть информация о том, что данный техрегламент должен вступить в силу 1 июля 2011 г. ФАР (Федерация автовладельцев России) считает, что ввоз праворульных машин все-таки полностью запретят, но эксплуатация уже ввезенных автомобилей с правым рулем запрещена не будет.
Проект нового техрегламента обсуждался в декабре, под шумок, чтобы в праздничной суматохе никто его не заметил. После общественных слушаний ФАР направила официальные протесты против этого документа во все соответствующие инстанции. В начале марта планируется всероссийская акция автолюбителей против принятия этого документа.
Красноярское отделение ФАР предлагает бороться «партизанскими методами». Мы будем отправлять официальные запросы, выяснять, кто из депутатов голосует за такие проекты как новая версия техрегламента, повышение транспортного налога, увеличение стоимости бензина и т. д. И будем эти списки публиковать и распространять по округам. 2011 г. — это год выборов, пусть избиратели знают, как голосуют действующие депутаты.
Наш лозунг «Мы против произвола властей!» снова начинает работать. Мы настроены бороться, другого выхода в этой ситуации нет.