11 июня в красноярском горсовете дали слово непарламентским партиям, представители которых в рамках сессии могли публично рассказать о наболевшем. Впрочем, представители эти поголовно оказались выходцами из партий парламентских. Это, однако, никого не смущало – новоявленные оппозиционеры бодро давили на больные мозоли города, набирая предвыборные очки.
Заявления с просьбой выступить на сессии горсовета подали 3 непарламентских партии – «Гражданская платформа», «Коммунисты России» и «Яблоко». С последней и начали.
Председатель красноярского регионального отделения политической партии «Яблоко» Оксана Демченко (в прошлом депутат ЗС от КПРФ) отличилась самым длинным докладом, в рамках которого помянула, кажется, все проблемы Красноярска.
Но главная его часть отводилась беспроигрышной экологической теме, которую Демченко с первых минут и оседлала.
Так, она сообщила, что партия «Яблоко» обеспокоена строительством ядерного могильника под Железногорском, как и строительством в Красноярске центра позитронно-эмиссионной томографии, поскольку «это ядерный мини-реактор».
По мнению Оксаны Демченко из «Яблока», в онкоцентре устанавливают «ядерный мини-реактор»
Обеспокоена партия и состоянием городских лесов.
«Леса – это легкие мегаполиса. Но в последние 2 года в городских лесах наблюдается отмирание хвои на деревьях сосны, ели и пихты. Исследования показали, что причиной этого является химический ожог фтористыми соединениями. Область поражения наблюдается в том числе в сторону Академгородка, академии зимних видов спорта и заповедника «Столбы», — обрисовала проблему Демченко и призвала провести экспертизу и выявить источник фтористого загрязнения.
Попутно она предложила горсовету запретить передачу городских лесов в аренду и ради сохранения березовой рощи в Академгородке присвоить ей статус особо охраняемой природной территории.
Помянула Демченко и проблемы здравоохранения, транспорта и дорог, ЖКХ, непомерно высокую квартплату, непрозрачные тарифы и высказалась против использования «паровозов» на выборах.
Когда она закончила читать, депутаты попросили задать вопросы. Однако оказалось, что регламентом это не предусмотрено.
«Можно предложение тогда? Когда партия выступила, чтобы они все-таки доклады с собой не уносили, а передали в секретариат и эти доклады разместить на сайте горсовета, чтобы люди города видели, что вообще это было», — сказал депутат Владимир Венедиктов, и остальные депутаты радостно рассмеялись.
Первый секретарь комитета красноярского краевого отделения партии «Коммунисты России» Андрей Селезнев о проблемах города почти не говорил – вместо этого он пугал действующий созыв созывом следующим.
«Нынешняя лояльность горсовета построена на феодальном принципе. Большинство депутатов – это люди из народа, директора школ, главврачи, руководители муниципальных предприятий.
Сейчас мы увидим приход совершенно иной системы лояльности – построенной на классовых интересах. Формируются партийные списки, и мы видим, что крупный и полукрупный бизнес идет сюда, чтобы лоббировать свои интересы.
Такая лояльность будет очень дорогой для жителей Красноярска. Потому что если для обеспечения лояльности нынешнего состава было достаточно всего лишь идеологических разговоров, то для нового горсовета придется потратиться контрактами, земельными участками и другими вопросами», — сказал Селезнев
и призвал «менять всю систему построения городской власти», внедряя «общественный контроль над будущим составом горсовета».
В частности, он предложил, пока еще не поздно, обязать депутатов отчитываться на общих собраниях граждан и исполнять наказы избирателей, наладить народный контроль над формированием бюджета Красноярска и создать муниципальную управляющую компанию для контроля жилого фонда города.
«Что он хочет поменять, кого ввести в состав городского совета? Безработных?» — вопросил Венедиктов, когда Селезнев закончил говорить.
«Рабочих и крестьян!» – подсказал кто-то в зале.
Бывший политтехнолог ЕР Сергей Толмачев теперь представляет в горсовете другую партию
Последним выступал член политической организации «Гражданская платформа» Сергей Толмачев – еще в недавнем прошлом состоявший в партии «Единая Россия».
Он остроумно заметил, что своим выступлением ставит точку в заседании сегодняшней сессии и очень надеется, что партия, которую он представляет, «поставит точку и в доминировании такой политической силы, как «Единая Россия» в горсовете».
Основной проблемой города он назвал коррупцию, которая проистекает из монополии на власть «Единой России».
«Все мы слышали, что основным слоганом парии будет «Единая команда одного мэра». Мы считаем, что, наоборот, команда в горсовете должен быть другой и представлять интересы горожан, контролировать исполнительную власть. Наша основная функция – это контроль.
Читая программу «Единой России», я там вычитал такие слова, что «Единая Россия» – единственная конструктивная сила в Красноярске, бла-бла-бла, и так далее и тому подобное. Это сила не единственная, да и, по большому счету, и не сила», — заключил Толмачев и покинул трибуну.
Окончательно удалиться ему не дал депутат Сергей Пешков, обвинивший лидера партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова в «выводе активов из Красноярского края».
«Акции «Норникеля» продал? Продал. «Полюс Золото» вывел на Кипр? Вывел. Фонд Прохорова сворачивает работу, штаб переведен в столицу», — перечислял Пешков.
«Ложь, ложь, ложь, три раза ложь!», — отрезал Толмачев.