Весь Красноярск должен вступить в МММ — только в этом случае Сергей Мавроди сможет выплатить «партнерам» дивиденды, обещанные уже в апреле. Такое заявление прозвучало в ходе пресс-конференции руководителя регионального УФАС Валерия Захарова и его заместителя Олега Харченко.
О персоне строителя пирамид речь пойдет ниже. Сама же встреча с журналистами носила традиционный характер ежегодного отчета об итогах 2011 г.
Главный итог — краевое УФАС признано лучшим в стране: оно заняло первую строку в рейтинге 82 территориальных органов.
Глава краевого УФАС
Валерий Захаров: «У нас нет никакого пиетета перед государственными заказчиками»
Причем, как отметил Валерий Захаров, всю работу в огромном регионе ведет весьма скромный по численности штат из 52 сотрудников. В качестве положительных факторов был отмечен рост числа заявлений (вдвое за 20 лет), что свидетельствует о росте доверия к антимонопольному ведомству, а также уменьшение отмененных Арбитражным судом решений УФАС до 7%. Последнее, по словам Захарова, — «из области ненаучной фантастики», поскольку в практике антимонопольщиков четверть всех отмененных решений — вполне обычный показатель.
Что касается «мегатенденций», то в общих чертах они не изменились.
Первое место по традиции держит статья «Злоупотребление властью» (306 дел), основным фигурантом которой остаются органы местного самоуправления.
Правда, нарушений со стороны краевой исполнительной власти стало меньше, что можно счесть комплиментом в адрес правительства региона. Второе место принадлежит нарушителям статьи «Злоупотребление доминирующим положением» (133 дела) — по большей части монополистам.
По словам Олега Харченко, «взрывным показателем» можно назвать шестикратное увеличение числа дел, возбужденных по факту сговора органов власти и хозяйствующих субъектов. Сегодня УФАС ежедневно рассматривает 15-20 подобных постановлений прокуратуры в отношении должностных лиц. В 2009-м столько же рассматривали в неделю.
Харченко прогнозирует: в нынешнем году количество дел по нарушениям закона о госзакупках вырастет примерно на 30%.
«Число заявлений увеличилось, поскольку закон о государственных закупках предусматривает быстрое правоприменение, все делается в течение нескольких дней, — говорит он. — Кроме того, недобросовестные участники этого рынка нашли противоядие против электронных аукционов, и вновь пошли сговоры, предварительные договоренности, недобросовестные поставщики и так называемые «зайцы» — участники размещения заказов, которые намеренно снижают цену в 2-4 раза.
То есть возвращаются все прелести того периода, когда закон только вступал в силу. Число подобных дел вырастет в этом году, если не будет введена федеральная контрактная система и вообще отношение к этой сфере не изменится кардинальным образом.
У нас нет никакого пиетета перед государственными муниципальными заказчиками. Сейчас прокуратура вновь затребовала список тех, кого уже оштрафовало антимонопольное ведомство, поскольку рецидив очень высок. Штрафы большие, к тому же налагаются неоднократно. Агентство госзаказа пожаловалось, что не может заполнить семь вакансий, поскольку все члены комиссии также подвергаются административному наказанию, и на штрафы им не хватает зарплаты, по крайней мере легальной».
Однако, как сообщил Валерий Захаров, есть другой, на порядок более действенный, чем штрафы, способ вразумления чиновников — дисквалификация.
«Первая ласточка — господин Степанов, руководитель управления муниципального имущества Норильска, — сказал он. — Дело о его дисквалификации рассматривается в Арбитражном суде. Пока судья отложил принятие решения, но в нынешнем году чиновникам стоит задуматься об этой норме, поскольку есть намерение применять ее гораздо более системно».
Кстати, по словам руководителя краевого УФАС,
возможно, отвечать по нашумевшему делу о покупке втридорога ветхого здания под детский сад в Советском районе придется чиновникам мэрии Красноярска
(см. подр. «Мэрия втридорога купила детский сад у наркомана»).
По словам начальника краевого УФАС, за покупку ветхого здания детского сада могут привлечь чиновников, принимавших решение
«Поскольку квалифицировались признаки статьи «Соглашение органа власти и хозяйствующего субъекта», для нас самым проблематичным оказалось то, что этого субъекта, владельца ООО «Скиф», мы физически найти не можем, хотя использовали вроде бы все способы. Есть информация, что он где-то на Дальнем Востоке. Пока его ищут, дело отложено. Если же его так и не найдут, то, на мой взгляд, правоприменение все равно состоится, только по статье «Злоупотребление властью», и тогда речь пойдет о чиновниках, принимавших решение по существу», — сказал Захаров.
Штрафы за непристойную рекламу для ИП в десятки раз ниже, чем для юридических лиц
Еще один «прорывный» и вместе с тем парадоксальный показатель в работе краевых антимонопольщиков: число дел по нарушению федерального закона о рекламе в нашем малонаселенном регионе равно совокупному показателю Москвы и Санкт-Петербурга, однако объем наложенных и взысканных штрафов снижается. Причина — изобретательность субъектов рекламного рынка.
«К примеру, был наложен административный штраф на непристойную рекламу клуба «Амстердам», — рассказывает Олег Харченко (см. подр. «Рекламу ночного клуба «Амстердам» признали непристойной»). — Но теперь всю эту рекламу выставляет индивидуальный предприниматель, поскольку ему грозит штраф 2 тыс. руб., в то время как для юридического лица штраф составляет от 100 тыс. до полумиллиона».
Отдельная история — агрессивная реклама реинкарнированного детища Сергея Мавроди. По закону к ней только одна претензия — не указано лицо, предоставляющее финансовую услугу.
По сути же все сложнее и пафоснее. Заместитель руководителя УФАС утверждает: поскольку в пирамидальной структуре дивиденды выплачиваются за счет максимально широкого охвата клиентов,
красноярские участники МММ могут получить обещанные уже в апреле прибыли только в том случае, если под знамена Мавроди встанет весь город.
Антимонопольщики будут наказывать распространителей рекламы МММ
МММ достаточно много платит за распространение рекламы, и наши юридические лица пытаются на этом заработать, не особенно заботясь о «гигиене». Сейчас возбуждено 3 дела, на подходе еще 5. Однако в связи с особой общественной опасностью этого явления ФАС предлагает налагать штрафы ближе к максимуму, поскольку сеть уже неоднократно привлекалась. Вместе с тем мы провели большую превентивную работу.
Большое количество серьезных рекламных агентств, распространителей рекламы отказываются по принципиальным соображениям работать с подобными рекламодателями. Хочу особо отметить: штрафовать будут не рекламодателя, а именно распространителя.
Любой, кто свяжется с компанией МММ, будет оштрафован и получит предписание о снятии рекламы.
Если распространитель посчитает, что штрафы можно включить в смету, то за неисполнение предписания ему грозит дополнительный штраф», — говорит Харченко.
К началу мая, по его словам, город будет очищен от рекламы МММ.