УФАС уличило правительство Красноярского края в ограничении конкуренции при внедрении системы мониторинга за транспортом с помощью спутников ГЛОНАСС. Решение антимонопольщиков подтверждено судами. Теперь председателю правительства Виктору Томенко светит штраф, а сотрудники УФАС рассчитывают, что прецедентное решение суда поможет в расследовании дела об израильских молокозаводах.
1 ноября Третий арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Красноярского края, которым оставлено в силе решение Красноярского УФАС о признании правительства Красноярского края нарушившим антимонопольное законодательство путем ограничения конкуренции.
Систему космического мониторинга за транспортом края запустили в обход закона о конкуренции
Ранее антимонопольщики, проведя внеплановую проверку на основании заявления от ООО «М2М-Телематика Сибирь», возбудили в отношении краевого правительства дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В ходе расследования они установили, что
внедрение системы мониторинга с помощью спутников ГЛОНАСС проводилось в крае без проведения конкурсных процедур.
Внедрять систему мониторинга чиновники без торгов поручили краевому госпредприятию «Красноярскавтотранс», а в качестве центральной диспетчерской организации определили ООО «Краевой центр коммуникаций», что и оказалось прописано в постановлении правительства и положении о краевой системе мониторинга ГЛОНАСС.
«Указанные действия правительства края привели к ограничению конкуренции, поскольку данные хозсубъекты получили преимущественные условия при осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке системы мониторинга транспортных средств», — пояснила ДЕЛА.ru пресс-секретарь Красноярского УФАС Ольга Чуракова.
В итоге антимонопольщики признали краевое правительство нарушившим ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции»,
предписав чиновникам соответствующие нормативные документы исправить, а перечисленные компаниям на развитие системы мониторинга средства изъять и распределить их по новой — уже на основании торгов.
Чиновники с выводами УФАС не согласились и попытались оспорить их в Арбитражном суде, однако там признали иск необоснованным. Правительство обратилось с апелляционной жалобой в Третий апелляционный суд, однако там решение Арбитражного суда оставили в силе.
Чуракова отметила, что решение прецедентное — впервые суд признал, что схема передачи бюджетных средств
на увеличение уставного капитала с их последующим целевым использованием на государственные нужды, в данном случае — на внедрение ГЛОНАСС, незаконна.
«Деньги были переданы в уставные капиталы нескольких хозяйствующих субъектов, выбранных безо всяких процедур, вместо того чтобы проводить торги по 94-ФЗ. И эти субъекты начали тратить деньги на ГЛОНАСС. Вся процедура признана судом нарушающей закон», — отметила Чуракова.
Решение суда по ГЛОНАСС окажет влияние на расследование дела о молокозаводах
По ее словам, этот прецедент очень важен для расследования другого громкого дела — об израильских молокозаводах (см. подр. «Израильские молокозаводы ищут крышу»).
«Там схема была аналогичной — бюджетные деньги, необходимые для реализации госнужды — приобретения молокозаводов, — мимо торгов были переданы на увеличение уставного капитала госпредприятия «Сосна».
Теперь суд подтвердил, что схема эта абсолютно незаконна, что соответствующие должностные лица должны понести административные наказания, а незаконно переданные деньги подлежат возврату в казну края», — сказала Чуракова. Она подтвердила, что
председателю краевого правительства Виктору Томенко грозит штраф от 15 до 30 тыс. руб. за допущенные нарушения.
«Перспектива возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица правительства сейчас рассматривается», — сказала Чуракова.
При этом любопытно, что нормативные документы, признанные нарушающими закон, подписывал не Томенко, а его предшественник — Эдхам Акбулатов, который сейчас трудится мэром Красноярска.
Оборудованием ГЛОНАСС оснащены 3,77 тыс. автомобилей и судов края
Добавим, в апреле 2012 г. краевое министерство информатизации и связи рапортовало, что Красноярский край входит в число регионов-лидеров по внедрению ГЛОНАСС.
На тот момент бортовым навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС / GPS в Красноярском крае было оснащено 3,77 тыс. единиц транспорта, в том числе пригородные пассажирские автобусы, школьные автобусы, машины скорой помощи, городской автотранспорт, речные суда, дорожная техника.
Расходы краевого бюджета на внедрение технологий ГЛОНАСС на тот момент составляли около 150 млн руб., еще 120 млн планировалось освоить
в рамках ДЦП «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Красноярского края» на 2012–2014 гг.
ссылка на комментарий
Сергей Еремин
министр транспорта Красноярского края
15 ноября правительство края признало утратившим силу постановление от 20.08.2010 №450-п «О краевой системе мониторинга транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС на территории Красноярского края». Это решение связано с необходимостью приведения нормативной правовой базы края в соответствие с федеральным законодательством.
Однако это не скажется на работе уже созданной в 2010-2012 гг. краевой системы мониторинга транспортных средств, задействованных в перевозке школьников, выполнении пригородных и междугородных маршрутов, оказании скорой медицинской помощи.
Отмечу, что к ней сегодня подключены 1439 единиц транспорта, в том числе 654 школьных автобуса, 664 пригородных и междугородних автобуса, 116 автомобилей скорой медицинской помощи, 5 речных пассажирских судов. За ними круглосуточно следит диспетчерская служба, виден весь маршрут и скорость движения каждого объекта.
Использование навигационно-информационных технологий на транспорте в течение последних двух лет позволило нам, в первую очередь, повысить безопасность пассажирских перевозок в крае, улучшить экономику предприятий и учреждений, сократить время принятия необходимых решений в случае происшествий, поскольку краевой центр мониторинга при возникновении чрезвычайных ситуаций выстроил эффективное взаимодействие с оперативными службами МЧС, ГУ МВД и министерством здравоохранения.
Краевая система мониторинга транспортных средств уже сегодня является одной из лучших в стране — в мае 2012 г. Красноярский край вошел в пятерку регионов – лидеров по использованию навигационно-информационных технологий. Мы будем продолжать заниматься ее наполнением и совершенствовать уже существующие возможности, а также содействовать расширению сферы использования результатов космической деятельности в интересах развития края.
Стоит особо отметить, что краевая система мониторинга абсолютно готова открыто конкурировать с организациями, которые в последнее время появились в крае на рынке навигационно-информационных технологий. Соответствующий выбор остается за заказчиками такой услуги.