Как известно, с 2012 г. вступили в силу новые правила техосмотра автомобилей. От ГИБДД процедура передается частникам — так называемым операторам технического осмотра.
В Красноярске продолжается их аккредитация (см. подробнее «ГИБДД опубликовало список пунктов техосмотра»).
Но, как отмечают эксперты, новые правила привели к появлению на рынке нечестных игроков.
До 2014 г. техосмотр по-прежнему можно будет пройти в ранее действующих пунктах при ГИБДД, к которым с начала года добавились частные операторы технического осмотра, аккредитованные в РСА (Российский союз автостраховщиков).
По замыслу, страховые организации должны оформлять автолюбителю полис ОСАГО лишь по предъявлении им талона техосмотра. Соответственно и штрафы за отсутствие техосмотра упразднены: наказывать деньгами теперь будут за отсутствие ОСАГО.
Новые правила игры на рынке техосмотра и страхования вызвали первые скандалы
На деле же с самого начала года деятельность одной из аккредитованных РСА организаций — ЗАО «Техосмотр» — вызвала бурное негодование старожилов рынка. На нее 23 января прессе пожаловались гендиректор НП СРО «Межрегиональный союз технических экспертов» Михаил Омышев и исполнительный директор НП «КрасТехЭксперт» Леонид Угловский.
ЗАО «Техосмотр» (находится в партнерских отношениях с ООО «Росгосстрах») зарегистрировала 98 пунктов ТО по всей стране, в том числе 3 из них — в Красноярске. На них, по словам Омышева, отсутствуют обычные для таких пунктов тормозной стенд, диагностические стенды и сложное оборудование, а талоны техосмотра вместе с полисами страхования Росгосстраха по фиксированному тарифу выдают на любой автомобиль в любом состоянии. При этом реальное техническое состояние автомобиля никто не проверяет, уверен технический эксперт Омышев.
«Чтобы проиллюстрировать ситуацию, мы взяли «подснежника», который стоит на колодках, с него сняли госномер, переставили на другой убитый автомобиль и пригнали на ул. Красной Армии, 3, где находится штаб-квартира ЗАО «Техосмотр». Вышла девочка на шпильках на крыльцо, посмотрела, выписала то и другое комплектом», — рассказал Омышев.
По мнению Леонида Угловского, в ЗАО «Техосмотр» обращаются те, «кто желает избежать проверки технического состояния автомобиля и хочет ездить на своих неисправных машинах», поскольку в «классических» пунктах техосмотра до 30% легковых авто не проходят эту процедуру с первого раза. ЗАО «Техосмотр» же, по мнению Угловского, дает возможность получить страховку на любой автомобиль.
При этом разоблачить автовладельца, прошедшего техосмотр и получившего ОСАГО таким нечестным образом, возможно лишь в одном случае — если тот попадет в ДТП. Ведь сотрудники ГИБДД проверять талоны техосмотра теперь не вправе.
Для выдачи талона не все проверяют реальное техническое состояние автомобиля. Главное — чтобы это устроило страховую компанию
Помимо разоблачения нерадивому автовладельцу грозят большие финансовые трудности. «По этим полисам водители не получат ни одной копейки страховых возмещений, и владелец, попавший в ДТП, не только не получит выплату, но и будет рассчитываться за второго участника аварии», — сказал Омышев.
Угловский полагает, что первые клиенты ЗАО «Техосмотр», погоревшие на ДТП, появятся уже к весне. «Судебный процесс по ДТП идет как минимум 1,5 месяца, первые ласточки будут к концу февраля, а пик случится к лету, потому что им никто ничего выплачивать не будет», — сказал Угловский.
Он добавил, что и страховые компании — конкуренты «Росгосстраха», «видя, что терпят крупное поражение в борьбе с ним, и РСА мер не принимают», начали выписывать страховые полисы автомобилистам без талонов техосмотра.
При этом они прописывают в договоре, что водитель обязан в течение 2 недель пройти техосмотр, то есть перекладывают ответственность на него. «То есть безопасность движения выплеснули, осталась чистая коммерция», — заключил Угловский.
В итоге, по словам Омышева, «Межрегиональный союз технических экспертов» уже пожаловался на ЗАО «Техосмотр» в прокуратуру и губернатору.