С какими проблемами сталкиваются предприниматели, сотрудничающие с китайскими партнерами, — такова была общая тема дискуссии «Китай: основные аспекты сотрудничества», прошедшей в рамках первого форума по внешнеэкономической деятельности Восточно-Сибирского банка Сбербанка России. Ее участниками стали представители Сбербанка, Сибирского федерального университета, бизнесмены.
Число желающих наладить сотрудничество с «азиатским тигром» постоянно растет
Сегодня Поднебесная — один из основных деловых партнеров России, на долю которого приходится более 10% внешнеторгового оборота страны. Для красноярского бизнеса — в силу географического положения региона — этот факт вдвойне актуален. Как сообщили организаторы дискуссии, число желающих наладить сотрудничество с «азиатским тигром» постоянно растет.
Однако одного желания мало. Китай — страна настолько специфическая, что принципы сотрудничества подчас совершенно не похожи на «рамки общения» с деловыми партнерами из Европы и США. По сути, российским бизнесменам приходится с нуля постигать эту «китайскую грамоту».
Первая проблема — как, собственно, выйти на китайский рынок? Чаще всего предприниматели не знают, как сделать первый шаг — найти нужную информацию, деловых партнеров.
«Проблему можно разбить на два аспекта: для импортеров и экспортеров, — считает Мария Темертей, доцент кафедры международных экономических отношений СФУ, генеральный директор ООО „Азия Импорт“. — Если говорить об импорте, то есть два традиционных способа: создание в рамках компании отдела внешнеэкономических связей и использование услуг логистических операторов.
Но, по сути, основная проблема в том, чтобы найти подходящего человека с большими знаниями и опытом работы в этой сфере внешнеэкономической деятельности. Такой специалист стоит больших денег, но он необходим, чтобы компания не оплачивала его ошибки, которые иногда обходятся очень дорого. Если просто взять выпускника вуза, получившего диплом в области ВЭД, то, как правило, эти специалисты, не имея опыта и практики, обращаются к логистическим операторам».
С последними, по словам Марии Темертей, также не все просто: качество логистических услуг практически не контролируется, и выбор оператора происходит по принципу «из рук в руки».
По большому счету (на этом сошлись многие участники дискуссии), основная проблема первого шага — отсутствие доступной информации. Понимание этого есть не только в бизнес-сообществе, но и во власти. В частности, именно от краевого правительства исходило предложение создать центр Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества — структуры, которая аккумулирует все данные об инвестиционных запросах, финансовом сопровождении сделок, таможенных правилах, логистике, деловой репутации компаний и т.д. Получить такую информацию сможет каждый предприниматель, намеревающийся выйти на китайский рынок.
Однако, как сказал Андрей Иванов, начальник Управления торгового финансирования и финансовых институтов департамента корпоративного бизнеса Сбербанка, «не надо бояться неизвестного, поскольку оно рано или поздно становится известным». Перспективы сотрудничества с Поднебесной расширяются.
«С этого года появилась возможность вести торговлю с Китаем в национальных валютах — цены фиксируются в рублях и юанях, соответственно производятся расчеты, — сказал Иванов. — Для этого Сбербанк открыл необходимые корреспондентские счета с банками-партнерами.
Кроме того, в Китае за последние два года была проведена довольно широкая валютная либерализация — то есть практически по всей стране банки имеют право проводить расчеты по внешней торговле. Мы уходим от доллара как промежуточной валюты, с января нынешнего года юань продается на Российской фондовой бирже — курс устанавливается ежедневно, так же как и в отношении других валют. Кроме того, в Пекине открыто представительство Сбербанка».
Вместе с тем проблемы есть и у тех, кто на китайском рынке не новичок. Андрей Карпов, генеральный директор лесопромышленной компании, в свое время начавшей одной из первых поставлять свою продукцию в Китай, посетовал на отсутствие здорового протекционизма со стороны федерации.
«Если рассматривать место России в международном разделении труда на примере ЛПК, то здесь очень трудно определиться — кто мы? Экспортеры круглого леса, пиломатериалов или более «глубокой» продукции? Идет постоянное манипулирование с пошлинами. Никаких мер поддержки переработанной продукции ЛПК нет — ни в части поддержки ярмарочно-выставочной деятельности, ни в субсидировании по кредитам. В последнее время из списка поддержки продуктов глубокой переработки ушла вся «лесная» тематика. Между тем Китай делает очень много для того, чтобы на его рынок поступала именно непереработанная продукция. Главная же проблема при создании совместных предприятий — это принципиально разный подход к управлению корпорациями в России и Китае. Здесь очень важно выработать своего рода «корпоративные мостики», — говорит Карпов.
Помощь в создании таких «мостиков», как заметили некоторые участники дискуссии, могут оказать и сообщества китайских предпринимателей, давно работающих в России и знающих специфику российского бизнеса.
Обсуждение закончилось постановкой вопросов, искать ответы на которые придется каждому выходящему на рынок Китая.