За первые недели нового года в Красноярске ощутимо выросли цены на некоторые продукты питания. В первую очередь подорожал хлеб, хлебобулочные изделия и овощи. Производители и крупные сельхозпредприятия не исключают роста цен на свою продукцию в ближайшие месяцы.
Рост цен на продукты питания продолжился и в 2011 году
Флорис Ван Дейк «Натюрморт» 1613
Рост цен на продукты был одной из главных тем ушедшего года (см. «Красноярские ритейлеры получили уведомления о повышении цен»). И сейчас этот тренд продолжает существовать.
Согласно подсчетам специалистов Красноярскстата, за период с конца декабря 2010 г. по 11 января 2011 г. более всего в Красноярском крае подорожали овощи. Так, капуста выросла в цене на 11,6%, картофель — на 5,4%, морковь — на 4,9%. Рост продемонстрировали цены на пшено (5,3%) и сахар (2,2%).
Однако острее всего потребители ощутили рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Это главным образом произошло из-за того, что крупнейший региональный производитель хлеба ОАО «Красноярский хлеб» увеличило стоимость своей продукции.
Представители компании «Красноярский хлеб» объясняют повышение вполне понятными причинами — увеличением с 1 января страховых взносов, ростом тарифов на электроэнергию, увеличением стоимости коммунальных платежей, а также ростом цен на ГСМ.
И, судя по всему, это не последнее увеличение стоимости продуктов. Крупные региональные сельхозпредприятия и производители продуктов питания, опрошенные ДЕЛА.ru, не исключают, что в ближайшие месяцы тоже повысят цены на свою продукцию.
Валерий Исаев: вопрос о повышении цен на продукцию решится в ближайшие месяцы
«Пока повышение цен на выпускаемую продукцию на нашем предприятии не произошло, — комментирует ДЕЛА.ru директор ЗАО „Назаровское“ (предприятие является крупнейшим поставщиком муки в Красноярском крае) Валерий Исаев.
— Будем ли мы их повышать, решится в ближайшем будущем. Увеличение страховых взносов, конечно, на нас повлияло, налоговая нагрузка ощутимо увеличилась, но мы пока не знаем, как изменится плата за электроэнергию, как изменятся цены на дизельное топливо. К концу месяца мы получим все расчетные документы, проанализируем расходы. Конечно, если наши траты вырастут существенно, то и наша продукция будет дорожать».
Директор «Красноярской продовольственной компании» Елена Нагибина пояснила ДЕЛА.ru, что компания в виду объективных причин уже повысила цены на свою продукцию.
«Ключевую долю в себестоимости колбас занимает мясное сырье. Начиная с осени 2010 г. наметился серьезный тренд в сторону удорожания мяса. Особенно это касается говядины — ее дефицит сохраняется на отечественном рынке. При этом увеличение цен на сырье в 2010 г. было намного выше, чем поднимались цены на готовую продукцию, — комментирует Елена Нагибина.
— Если рост цен на сырье будет продолжаться в 2011 г., то мы вынуждены будем корректировать отпускные цены, и это объективный фактор. В январе этого года рост цен на колбасы и мясные деликатесы составил 3–7%, в зависимости от конкретной позиции».
Впрочем, как выяснилось, позволить себе повышать стоимость продукции даже в виду таких причин, как увеличение налоговой нагрузки, удорожания электроэнергии и сырья, смогут не все производители.
Директор ОАО «Племзавод Красный Маяк» Сергей Цуканов рассказал ДЕЛА.ru, что небольшие и средние сельхозпроизводители, напрямую работающие с переработчиками, просто не имеют возможности повысить цены.
Сергей Цуканов: цены на продукты увеличивают переработчики, которые действуют согласно рыночным условиям
«Мы, сельхозпроизводители, цены на свою продукцию не повышаем. Например, сегодня переработчик у нас выкупает молоко по 15 руб. за 1 кг. Эта сумма копеечная. Мы бы хотели продавать молоко за 20 руб., но за эту цену переработчики у нас молоко покупать просто не будут, — рассказывает Сергей Цуканов.
— Та же ситуация с мясом, наше предприятие продает говядину по 115-120 руб. за 1 кг. В итоге у нас за прошлый год идут убытки по мясу в 12 млн руб. Еще раз повторю, мы цены не повышаем, потому что не можем. На цену влияют переработчики, а они этот вопрос регулируют в зависимости от реалий рынка».
Красноярские торговые сети, учитывая складывающуюся ситуацию и озабоченность потребителей, выбрали социально ответственную позицию. Так, бренд-менеджер сети супермаркетов «Командор» Юлия Мансурова сообщила, что компания намерена сдерживать рост цен на самые популярные продуктовые товары.
«На сегодняшний день ценовая политика сети супермаркетов „Командор“ не предусматривает повышения цен на товары повседневного спроса. Исключение составили цены на хлебобулочные изделия „Красноярского хлеба“, остальные поставщики, в том числе и собственные пекарни сети, оставляют цены на прежнем уровне, — прокомментировала она. — Так же одна из крупных пивоваренных компаний, ссылаясь на удорожание зерна, подняла цены на свою продукцию на 2-3%. Более никаких изменений цен мы в ближайшее время не планируем».
Первым в цене
вырос хлеб
И все же можно с уверенностью прогнозировать, что в 2011 г. по многим позициям ценники в продуктовых магазинах продемонстрируют рост. Об это свидетельствуют макроэкономические показатели.
Так, согласно последнему отчету Продовольственной и сельскохозяйственной ООН (ФАО) индекс мировых цен на продовольствие в декабре 2010 г. составил 215%, заметно превысив значение кризисного 2008 г. в 191%, что обусловлено подорожанием зерновых, сахара, масел и мяса в последние полгода. Эти изменения объясняются аномальной жарой, из-за которой погибла значительная часть мирового урожая зерна. В России засуха и пожары привели к падению урожая ниже уровня потребления, и федеральное правительство объявило эмбарго на экспорт зерна.
Неурожай в стране вызвал большую, чем прогнозировалось, инфляцию. Например, при 8,8% годовой инфляции непродовольственные товары подорожали на 5% (рост на 9,7% в 2009 г.), тарифы на платные услуги — на 8,1% (11,6% в 2009-м), а продовольствие — на 12,9% (6,1% в 2009-м). При этом цены на плодоовощную продукцию в 2010 г. выросли на 45,6% (в 2009-м снизились на 1,7%), а крупа и бобовые подорожали на 58,8% (в 2009-м подешевели на 2,5%).
Стоит ожидать, что ситуация с ценами на продукты будет только усугубляться.