Комиссию в платежных терминалах при перечислении денег на сотовый телефон или за интернет хотят отменить. С такой инициативой выступил Роспотребнадзор, который, по сообщению «РБК-daily», намерен создать рабочую группу для сочинения поправок в законодательство.
В случае если столь заманчивые для потребителей предложения воплотятся в жизнь, рынок «терминально-платежных» услуг ждут серьезные изменения, рассказали ДЕЛА.ru.
Понятно, что отмена комиссий для клиентов автоматически означает увеличение финансовой нагрузки на сотовые компании и провайдеров.
«Для платежных агентов существуют две статьи доходов — вознаграждение от поставщика услуг и поступления от клиентов, — рассказывает Анатолий Аульченко, директор по развитию бизнеса «НКО Красноярский краевой расчетный центр» (ООО «Платежка»). — Они значительно зависят друг от друга: чем больше платит первый, тем меньше вынужден перечислять второй».
Оплачивать работу терминалов должна либо отправляющая, либо принимающая платеж сторона
По его словам, в перечне из 450 услуг, предлагаемых компанией, существуют платежи (вне сегмента сотовой связи), во время которых комиссия не взимается вообще. «То вознаграждение, которое выплачивает за них поставщик, полностью покрывает расходы», — говорит Аульченко.
Директор «Платежки» отмечает, что тенденция к уменьшению внутреннего вознаграждения со стороны сотовых операторов существует уже давно. В ответ платежные агенты наращивают проценты для населения.
Аульченко рассказывает: «Когда мы только начинали работать, мы вообще не брали допкомиссий. Но тогда и перечисления от сотовых операторов составляли около 3,5-4%. Сейчас же, например, «Билайн» и МТС вообще отменили вознаграждение компаниям — владельцам терминалов».
При этом хозяева автоматов сталкиваются с постоянным и значительным повышением арендной платы со стороны владельцев торговых точек и других площадей, где эти автоматы устанавливаются. Если, к примеру, в крупных торговых центрах цена аренды одного квадратного метра для отделов составляет 2,5 тыс. руб., то за терминал, занимающий площадь в половину кв. м, владельцу приходится отстегивать 25-30 тыс. руб. «Сегодня на оплату аренды уходит практически вся собираемая с населения допкомиссия», — отмечает Аульченко.
Отсюда и постоянное увеличение комиссии за перечисление денег на мобильные счета. Рост комиссионных становится сдерживающим фактором — люди неохотно скармливают деньги автоматам и склоняются к иным способам оплаты своих телефонных расходов.
Однако Анатолий Аульченко отмечает: «Большого оттока клиентов не произошло, разве что рост их числа несколько приостановился. Стабильность связана с тем, что терминалы принимают микроплатежи, и размер средней платы за сотовую связь по этому каналу находится в районе 100 руб. В таких случаях человеку важнее оперативность и доступность платежных автоматов, и на комиссию он особо не смотрит. Хотя негативный осадок все же есть, все понимают, что 10% — это слишком много».
Но, по мнению Аульченко, иного выхода у платежных агентов нет: «Иначе мы просто уберем терминалы и закроемся».
По мнению директора ООО «Платежка», потуги Роспотребнадзора носят явный популистский характер. «Забота о людях — это, конечно, хорошо. Но, с другой стороны, рынок диктует свои условия. Если бы нам хватало вознаграждения от операторов, мы бы не брали комиссию с населения и не задумывались, где искать деньги на аренду», — говорит он.
Будут ли, нет ли реализованы инициативы чиновников, как всегда, неизвестно. Но если это случится, рынок платежных терминалов неизбежно претерпит изменения.
«Рынок вынужден будет поменяться, «пересчитаться». В новых условиях и наша компания, и многочисленные наши конкуренты не смогут платить прежнюю арендную плату. Ставки неизбежно пойдут на снижение. Но быстро снизить стоимость аренды не удастся, влиять на арендодателей тот же Роспотребнадзор не может. А когда рынок сможет отыграть арендную плату назад, непонятно, на это может уйти и полгода, и три. Все это время платежным агентам придется работать в минус, — говорит Аульченко. — Для людей Роспотребнадзор станет героем, который дал по шапке «этим буржуям». А о том, что мы — коммерческая организация со своей рентабельностью, расходами и необходимым для существования размером прибыли, там не задумываются».
Кое-какие изменения уже происходят. Действия сотовых операторов понемногу перетягивают на себя «платежное одеяло».
«Развитие различных форм оплаты услуг связи регулирует рынок платежей, и с ростом «альтернативных каналов» их приема востребованность терминалов падает, — говорит Анна Капустина, специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» в Красноярском крае.
— У абонентов МТС существует целый ряд возможностей оплачивать услуги связи без комиссии. Например, через платежные терминалы в собственных салонах компании, которых по краю насчитывается более 70, с помощью услуг «Легкий платеж» и «Автоплатеж» с банковского счета. Кроме того, наши абоненты без комиссии оплачивают связь картами Visa и MasterCard через сайт МТС. Такая услуга работает уже более трех лет и пользуется большой популярностью».