Стоимость ГСМ в Эвенкийском муниципальном районе уже в ближайшие месяцы может подскочить практически до 50 руб. за литр, что может привести к настоящему социальному взрыву в регионе.
Компания «Эвенкиянефтепродукт» обвиняет в подорожании министерство промышленности и энергетики Красноярского края, которое, по ее мнению, отказывается исполнять свои прямые функции по регулированию цен на ГСМ в Эвенкии.
Чиновники отвечают, что хозсубъект сам не торопится с регулированием, затягивая бюрократические процедуры.
Красноярский край остается единственным регионом России с северными территориями,
в которых нет государственного регулирования цен на ГСМ
Как рассказал ДЕЛА.ru замруководителя Красноярского УФАС Олег Харченко, в антимонопольный орган 6 апреля обратилось муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района «Эвенкиянефтепродукт». Контракты на поставку горючего этот хозяйствующий субъект заключает исключительно в сезон навигации, когда есть возможность осуществить завоз ГСМ. Получается, что сезон навигации фактически определяет цены на год вперед.
В «Эвенкиянефтепродукт» сформировали цены на 2012 г. на горюче-смазочные материалы — отдельно по Туре и Байкиту.
Цены на ГСМ в Эвенкии, рассчитанные для 2012 г.
Получилось, что летнее дизтопливо весь ближайший год будет стоить 43,92 руб., АИ-92 — 45,75 руб. (в Туринском филиале). Для сравнения: действующие цены за 2011 г. (они просуществуют недолго — до сезона навигации) составляют для летнего дизтоплива 33,58 руб., для АИ-92 — 33,97 руб.
До начала навигации в регионе действуют цены прошлого года
Таким образом, согласно прогнозу, ГСМ в Эвенкийском муниципальном районе подорожает почти на треть текущей цены.
ГСМ на Севере подорожает почти на треть
По словам Харченко, предприятие «Эвенкиянефтепродукт», ожидая социального взрыва, обратилось с просьбой о регулировании тарифов в министерство промышленности и энергетики — в рамках его полномочий.
«Документы на регулирование пролежали в ведомстве больше месяца, после чего оттуда поступил ответ, что никаких документов они в глаза не видели», — сказал Харченко.
Он сетует, что Минпром принципиально отказывается регулировать цены на Севере, настаивая, что постановления правительства РФ им для этого мало, и ожидая, что эта обязанность должна быть закреплена как минимум федеральным законом.
«В итоге сложилась уникальная ситуация — Красноярский край остался единственным субъектом РФ, у которого есть северные территории, где регулирование не осуществляется», — говорит Харченко.
«Относительно складывающейся сейчас ситуации с ценами на ГСМ у директора Эвенкийского предприятия есть две мысли. Первая — в каждом индивидуальном эвенкийском хозяйстве есть охотничье оружие. Вторая — у них уже были инциденты, когда местные жители с помощью охотничьих ружей пытались разъяснить ценовую политику непосредственно в пунктах налива ГСМ.
Если цена на горючее действительно вырастет настолько, то минимальной реакцией будет сильнейший социальный взрыв.
Эвенки встречают ценники на ГСМ в ружье
Сейчас сложилась патовая ситуация — Минпром отказывается регулировать цену, то есть исполнять свою прямую функцию, до предоставления им инициативно со стороны «Эвенкиянефтепродукта» официальных материалов, но отказывается и признавать, что эти материалы уже неоднократно представлялись», — сообщил Харченко.
Он отмечает, что в Красноярское УФАС также поступают заявления от северян относительно цен на горючее.
«Они нам пишут, что эвенки с некоторым недоумением и неодобрением смотрят на возводимые нефтяные вышки, затем переводят взгляд на ценники и спрашивают:
«А если бы этих вышек вообще не было, сколько бы нам тогда стоил бензин?» — рассказывает Харченко.
Ирония в том, что в теории цена на ГСМ в Эвенкии регулируется «на раз-два-три» — ведь «Эвенкиянефтепродукт» является муниципальным предприятием, а топливо ему поставляет «Красноярскнефтепродукт», контрольный пакет акций которого также принадлежит краю.
Однако, как сообщили ДЕЛА.ru в пресс-службе министерства промышленности и энергетики, не все так просто.
По их версии, от «Эвенкиянефтепродукта» действительно поступал запрос на регулирование цен. На предоставленные от компании документы в министерстве выдали четыре листа замечаний, однако их не исправили по сей день.
А навигация начнется уже совсем скоро.