Совет Европы признал богохульство проявлением свободной воли человека, которое не относится к противозаконным действиям. Православные священники выразили крайнее возмущение этим фактом. Но проблема «богохульства и наказания» далеко не однозначна, убеждают христианские философы.
«Бога надо защитить от верущих?»
Вывод о том, что богохульство выражает свободную волю человека и не тождественно оскорблению религиозных чувств, сделала Венецианская комиссия — консультативный орган Совета Европы по конституционному законодательству, сообщает Интерфакс.
Члены комиссии отметили, что преступлением должны считаться не богохульство, а ненависть и вражда на религиозной почве, и это, собственно, имеет законодательное подтверждение в большинстве из 56 стран — членов ЕЭС.
Что считать богохульством, в разные периоды истории человечества понималось по-разному. Соответственно, разными были и наказания. В римском праве за оскорбление богов не наказывали: считалось, что они и сами могут покарать святотатца, а богохульной казалась сама мысль о том, что всемогущего Бога надо защищать слабыми силами человека.
Наказания за богохульство появились вместе с возникновением государственных религий, когда поношения «государственных» богов начали рассматривать как государственные преступления.
В наше время большинство государств стали светскими, и законы против богохульства, если и сохранились, применяются крайне редко. В отличие от исламских государств, где за оскорбление бога до сих пор предусматривается смертная казнь через побивание камнями.
Население России не считает вознесение хулы на бога тяжким преступлением. По опросу ВЦИОМ, смертным грехом богохульство считают только 2% россиян. А самыми страшными поступками наши сограждане полагают убийство (43% опрошенных), воровство (28%) и прелюбодеяние (14%).
Одним из заметных «богохульных» событий последних лет стал концерт Мадонны 2006 года
Обсуждение вопроса о богохульстве велось в Совете Европы в течение нескольких лет. Решение Венецианской комиссии стало реакцией на религиозные скандалы, которые периодически сотрясают мир.
Одним из заметных «богохульных» событий последних лет, вызвавших возмущение и католических, и православных священников, стал концерт Мадонны 2006 года, который в рамках мирового турне певицы состоялся и в Москве.
Исполняя песню Live to Tell, Мадонна появляется распятой на огромном кресте.
В России своё возмущение тогда выразили представители Московской патриархии, а общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» обратился к Алексию II с просьбой отлучить от церкви организаторов и участников этого концерта.
Не забылись также громкие скандалы, связанные с преследованием Салмана Рушди, публикацией в европейских СМИ карикатур на пророка Мухаммеда и разгромом в Москве выставки «Осторожно, религия».
Признание богохульства Советом Европы «делом совести» вызвало резкую реакцию со стороны некоторых представителей православной церкви.
Диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, назвал это решение мерзостью, которая будет наказана. Причём возмездие постигнет и тех, кто утверждает право на богохульство, и тех, кто не смог опротестовать подобное решение. «Потому что Бог карает и подстрекателей, и исполнителей, и соучастников, и равнодушных, — цитирует слова диакона православное информагентство «Русская линия» .
— В данном случае я могу с печалью заметить, что от христианской Европы, от колыбели христианской цивилизации скоро ничего не останется. На наших глазах она все более и более становится тоталитарным государством, гомократией и сатанократией, где возможно выражение всех самых мерзких и низменных чувств, но всё меньше и меньше остается места для святости, чистоты, целомудрия, совести, чести. Мы приближаемся к страшному и загаженному миру». Диакон Владимир считает, что Европа вслед за советской Россией вступила в фазу богоборчества, и предрекает ей страшную расплату за это.
Наказывать за кощунство бессмысленно
Разделяя негативное отношение к решению Совета Европы, Отец Иоанн Боев, священник Красноярско-Енисейской епархии, в разговоре с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ был более сдержан в оценках.
«Я не одобряю решения Совета Европы ни как священнослужитель, ни как верующий человек. Общество должно отрицательно относиться к богохульству, людей, детей нужно воспитывать, и чем быстрее человек попадет под чьё-то указание, тем быстрее он осознает бытие божие, — сказал он РЕКЛАМЕ-МАМЕ.
— Вместе с тем наказывать за кощунственные высказывания бессмысленно, поскольку богохульство — это простое безумие. Говорится же в Библии: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». А если у человека нет понимания того, что он безумен, нет ему и наказания».
В эссе «История отношения к кощунству» известного публициста Якова Кротова, подробно исследующего тему богохульства, можно встретить такое мнение о наказании за него:
«Кто ставит наказание выше свободы, тот верует не в Христа, а в наказание. Христианин — тот, кто кроток как голубь. Христианин плачет при виде кощунства, но не устраивает погром. Христианин — настоящий, не казенный ханжа — защищает права других, но не свои права и не права своего Бога. Потому что истинный Бог христиан — не мускулистый нахал, требующий оградить его от оскорблений, крушащий статуи и уничтожающий картины. Бог христиан — кроткий Господь Иисус Христос.
А у кого бог — Наказание, у кого бог — Общественная Безопасность, у кого бог — Санкция, те сами совершают кощунство, называя себя верующими, и оскорбляют Христа, выступая от Его святого Имени». (Впрочем, «официальная» православная церковь и, в частности, диакон Андрей Кураев считает Кротова, священника Украинской автокефальной православной церкви, сектантом и обвиняет в том, он пытается «испоганить преданное им православие».)
А какого мнения по богословской проблеме придерживаются те, кто не являются служителями культа?
«В этом вопросе я поддерживаю священников, — сказал РМ доктор исторических наук, профессор СФУ Михаил Северьянов. — Как бы там ни было, свобода слова и мысли одного человека не должна быть направлена против свободы другого. Совет Европы, поддерживая право на волеизъявление одних людей, в то же время нарушает права других. Вообще, конечно, это сложная проблема, как и все, что касается религии».
«Под понятие богохульства можно при желании подвести что угодно, — считает красноярский писатель Михаил Успенский. — Я согласен с тем, что оно не относится к противоправным действиям. А в реакции церкви на решение ЕС я вижу очередную попытку навязать обществу диктатуру попов, которая у нас в стране может сменить уже ушедшую в прошлое диктатуру коммунистов».
Священнослужители
не поняли Мадонну
Напоследок — еще один пример из статьи Якова Кротова.
Если бы священники побывали на том самом «кощунственном» концерте Мадонны, они бы увидели, что фоном к ее распятию выступали фотографии африканских детей — жертв СПИДа — с надписью: «В Африке СПИД сделал сиротами 12 миллионов детей». Певица пожертвовала на создание документального фильма о детях Малави миллион долларов. В конце песни она спускается с креста, встает на колени и молится. При этом по экрану идут слова «Так вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших». Но как раз этот христианский призыв к любви и состраданию священнослужители услышать не захотели.